Системы Образования За Границей: История
В истории школьного образования стран Западной Европы и США есть немало периодов, интересных для современного российского образования.
Системы образования в Западной Европе и США складывались под воздействием мощных открытий в естествознании на рубеже XIX -- XX веков, в том числе в психологии ребенка. В это время получила начало реформаторская педагогика, многие идеи которой актуальны и востребованы в наши дни.
Итальянский врач Мария Монтессори предложила формулу обучения «исходя из ребенка». Шведская писательница Э.Кей обосновала метод естественных последствий – создание упражнений для развития природных сил ребенка. Американский педагог Джон Дьюи стал основателем метода проектов и педагогики, ориентированной на практические жизненные навыки.
В этот период активно разрабатывались новые модели школы: «Школа действия» Августа Вильгельма Лая в Германии, «Школа жизни через жизнь» О.Декроли во Франции. Возникали международные педагогические организации и движения, провозглашающие свободное, природосообразное воспитание и обучение. На первом месте – познавательные интересы учеников, учет индивидуальности, стимулирование активности.
Традиционная классно-урочная система подвергалась критике из-за строгой регламентации процесса обучения и ограничения в действиях ребенка.
«Реформаторская» педагогика дала толчок к пересмотру традиционных систем образования в странах Европы и США. В 40-60 годах XX века начинаются существенные школьные реформы системы образования. В основе преобразований лежало стремление к обучению инициативных, самостоятельных, творческих людей, способных работать на уровне передовых технологий. Другое направление реформ -- создание многовариантного общего образования.
Реформа американской системы образования в 1961 году выдвинула принципы обязательных «Пяти базисов»: английский язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютерная техника. Остальные предметы -- курсы по выбору, которых было около тысячи.
Система образования в Германии тоже приняла вид «базовые предметы плюс курсы по выбору», а также внедрила новые профильные направления – техническое, сельскохозяйственное, технико-технологическое, музыкальное, коммунальное хозяйство.
В Англии подобные преобразования коснулись государственных школ. Система образования выглядела примерно так: 50% учебного времени отводилось на английский язык и литературу, математику, религию, физкультуру; 50% -- пакеты обязательных предметов по выбору – гуманитарный, естественнонаучный, математический.
Система образования в США реформировалась и в направлении работы с одаренными детьми на уровне государственных программ. Появились «суперсады» для одаренных детей до пяти лет. В школах отбирались талантливые дети (главный критерий – умение нестандартно мыслить) и проходили тестирование. Около 35 тысяч одаренных учащихся получали льготы для поступления в лучшие университеты страны. Для подготовки будущих школьников были созданы правительственные программы «Старт» и «Сезам», в рамках которых организованы предшкольные занятия детей, а также появились 130 учебных ТВ-программ для дошкольников.
В 60-80 годы XX века на зарубежные системы образования оказывали большое влияние экспериментальные школы, которые апробировали новые методы обучения.
«Открытая школа» представляла собой учебное заведение полного дня: в первой половине -- уроки, во второй половине -- групповые занятия (театр, экскурсии, рисование, прогулки).
«Школа без стен» помогала без дополнительных затрат сократить наполняемость классов и активизировать интерес к учебному процессу. Изучение базовых дисциплин осуществлялось в школе, а курсы по выбору проводились на промышленных предприятиях, в офисах и т.д.
«Альтернативная школа» в США служила противопоставлением классно-урочной системе – у каждого ученика индивидуальный план обучения; занятия в научных центрах, библиотеках, музеях; привлечение родителей к процессу обучения.
Несомненно, что системы образования за границей развивались в гуманистическом направлении, ориентировались на личностное развитие детей, а также широко внедряли профильное обучение и специализацию.