Чем отличаются драмы от мелодрам, и чем они схожи?

Даже ребёнок знает: если в фильме есть много смешных моментов и традиционный хэппи-энд – значит, это комедия. Когда же на экране всё заканчивается мрачно, и поиски истины или счастья привели героев лишь в беспросветный тупик – скорее всего, вы, смотрели трагедию.

Не всё так печально

В третьем жанре литературы, кино, театра – драме – не всё так печально, у персонажей обычно есть выход из, казалось бы, тупика или надежда на лучшее. Чем отличаются драмы от мелодрам? Во-первых, в драме всё максимально приближено к жизни, показаны социальные, бытовые проблемы, конфликты, возникающие на работе. Драма советского периода «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова с Олегом Далем в главной роли, итальянская картина «Жизнь прекрасна» почти приближаются к трагедии, но всё же это – драмы. Мелодрама резко усугубляет конфликты, чётко противопоставляя любовь ненависти, добро – злу. Лирическая героиня в мелодраме призвана страдать и плакать, за что будет вознаграждена появлением «прекрасного принца» (героя), а злодей в подобных фильмах обязательно останется таковым до финальных титров. Это тоже отличие драмы от мелодрамы. Очень характерны работы, снятые в «Болливуде». Индийским кинематографистам свойственно ситуацию доводить порой до абсурда (чему способствует несколько нарочитая игра актёров с ярко выраженными жестикуляцией и мимикой), но при этом к финалу всё замечательно разрешается. Незабвенные «Зита и Гита», «Любимый раджа», «Бродяга» – это мелодрамы.

Радуга эмоций

В мелодраме духовный мир персонажей раскрывается во всём многоцветье эмоций – вот ещё чем отличаются драмы от мелодрам, ведь в драме всё максимально «приземлённо». Недаром в самом слове «мелодрама» к составляющему «драма», то есть «действие» добавлена частичка «мелос», что означает «песня». Чувства героев, их духовный мир – эта тонкая материя – всячески подчёркиваются в мелодраме. Признанная классика: американские «Титаник» Кэмерона и «Унесённые ветром» Флеминга, российские «Москва слезам не верит» Меньшова и «Вам и не снилось» Фрэза. А вот, например, многие произведения Эльдара Рязанова, такие как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Небеса обетованные», «Служебный роман» к мелодраме в «чистом виде» не отнести. Это, ко всему прочему, ещё и комедии. То же самое можно сказать и о творчестве Леонида Гайдая.

Размытые рамки

Возраст – то, чем отличаются драмы от мелодрам. Если «три кита» - трагедия, комедия и драма – существовали на театральных подмостках и в литературе ещё в Древней Греции, то мелодрама – жанр по сравнению с ними достаточно юный. Зародившись в недрах трагедии, она сгладила её слишком «острые углы». Иногда трудно понять, что же перед тобой – драма или мелодрама. Бывает, кинокартина начинается обыденно, а затем вдруг сюжет совершает мелодраматичный поворот. Поэтому очень часто в описании произведений кино мы видим фильмы «мелодрама (драма)». Примером может служить снятый по произведению Стивена Кинга «Побег из Шоушенка». Очень часто режиссеры снимают «синтетические» картины, несущие элементы, например, триллера, драмы и мелодрамы. Как, допустим, экранизация романа «Зелёная миля» того же Кинга. Так что в современном кинематографе нечасто встретишь произведение, снятое в строго определённом жанре, рамки всё больше и больше размываются. И порой трудно понять, чем отличаются драмы от мелодрам, где заканчивается одна и начинается другая.

Комментарии