В чем заключается познавательная функция искусства
Многим из нас кажется, что творчество, по большому счету, служит исключительно для развлечения. Однако познавательная функция искусства, наряду с этической, воспитательной, магической, терапевтической, занимает большое место в психической сфере человека. В чем заключаются различные роли и как они проявляются?
Познавательная функция искусства основана на получении новой для индивида информации. Чаще всего она ассоциируется с историческими произведениями: романами, картинами, фильмами.
Однако зададимся вопросом о том, заключается ли познавательная функция искусства только в изучении истории предыдущих поколений.
Считается, что первые формы творческого проявления человеческого сознания носили магический характер. Танцы, песни, живопись должны были служить своеобразными заклинаниями перед богами. Воспитательная функция искусства появилась намного позже. Живописные полотна, стихотворные произведения, фильмы могут воздействовать на морально-этическую сферу человеческого сознания. Простейшим примером являются басни с их непосредственным или метафорическим посылом. Эстетическая функция заключается в способности чувствовать и передавать красоту внутреннего и внешнего мира. Эмоциональная - в передаче и стимулировании особых состояний сознания и духа. "Реквием" Моцарта вызывает в нас одни эмоции, а популярный шлягер - другие. Терапевтическая функция тесно связана с умением и способностью выражать посредством искусства наши скрытые и мучающие нас чувства. К примеру, определенные музыкальные жанры используются для медитации и гипноза. А в качестве терапевтической меры врачи рекомендуют просмотр комедий.
Познавательная функция искусства в сочетании с психологическим анализом может использоваться и для постижения своего внутреннего мира.
Это также часто применяется в терапевтической практике. Приобщаясь к произведениям искусства под руководством психолога или психотерапевта, мы можем понять, что именно для нас самих является важным, значимым, болезненным, какие проблемы мы должны проработать, чему должны уделить больше внимания.