Японские ужасы пугают сильнее всего

Совершенно неслучайно большинство культурологов заявляют о том, что наступившее столетие – век Азии. На весь мир обрушился словно лавина поток японских кино, литературы, аниме. Причем много фильмов экзотических, самобытных, и этот феномен в одно мгновение стал предметом горячих дискуссий и глубоких исследований. Даже японские ужасы – кино созерцательное, вместе с этим акцент в нем делается исключительно на визуальный ряд, а все истинные глубины смысла, моральный подтекст запрятаны в образы.

Суть таких кинолент сосредотачивается даже не в смысловом ядре, а в неких абстрактных прикосновениях к человеческому подсознанию, к душе. Замысловатые или порой нарочито простые кадры, которые демонстрируют нам японские ужасы, вызывают бурю эмоций, массу чувств и ассоциаций. При этом незамысловатость и простота сюжетов иллюзорны, ведь японские фильмы категории j-horrors вместо литературных источников или ранее отснятых лент опираются лишь на национальную самобытную мифологию. Однако самое главное в данных кинокартинах – это послевкусие, ведь в большинстве случаев только после окончания можно совершенно точно определить, понравился фильм или нет. Рука об руку с уникальным акцентом на визуальный ряд идут звуковые эффекты, причем чаще всего – тишина. При этом, в отличие от американского или европейского кинематографа, в японском чрезвычайно мало культурных ссылок, зато предостаточно всепоглощающей эстетичности, пугающей замедленности всего происходящего. Японские ужасы обречены на успех. И причина даже не в оригинальности, специфичности сюжетов, не в экзотике, они прорабатывают внутреннюю сторону картины, словно показывают зрителю события с противоположной стороны, часто в обратной хронологии. Возможно, именно этим держат в жутком напряжении до самого конца, не позволяют зрителю расслабиться.

Признание, полученное благодаря ремейкам

Мировое признание многие японские ужасы получили благодаря своим американским ремейкам. Самые известные из них - это «Проклятие» и «Звонок». Образ неумолимого зла в обеих кинолентах фигурирует в лице маленького ребенка - мертвой девочки в «Звонке» и такого же маленького мальчика в «Проклятии», которые жестоко мстят за свою мучительную смерть виновным и без вины виноватым. В этих картинах четко продемонстрировано отношение японцев к духам умерших, что является одним из важнейших и основополагающих элементов национальной религии - синтоизма. При всем уважении и даже почитании в фильмах данного жанра японцы пытаются успокоить или, проще говоря, уничтожить зло в лице именно этих духов. Можно предположить, что режиссеры навязчиво стараются продемонстрировать определенный страх перед духами мертвых. А люди боятся хоть чем-либо их разгневать и тем самым навлечь на себя их неистовую ярость. Японский «Звонок» (1998) режиссера Хидэо Накаты был переснят в Южной Корее – фильм «Звонок: вирус», а после и в США – тот самый «Звонок». Американское «Проклятие» (2004) является чистым ремейком японского ужастика «Дзю-он: Злоба», вскоре после успеха первой картины выходят «Проклятие-2», «Проклятие-3». На данный момент эти два фильма являются самыми кассовыми азиатскими лентами описываемого жанра, позволяющие утверждать, что это - лучшие японские ужасы. Однако это еще не все.

Пугающая экзотика

К категории «страшные японские ужасы» можно отнести: «Клуб самоубийц» (2001), «Пульс» (2001), кровавую «Кинопробу» (1999), культовую «Королевскую битву» (2000), мистические «Темные воды» (2001), нестандартное «Предсказание» (2004). Нелишним будет вспомнить и экранизацию японского манга-комикса «Ичи-киллер» (2001). Ну и напоследок еще один интригующий трэш из уникального мира японских фильмов ужасов - «Токийская полиция крови» (2008).

Комментарии