Мораль, нравственность – понятия, всегда теснейшим образом соприкасавшиеся с жизнью общества и менявшиеся в зависимости от эпохи. Некоторые категории их относятся к так называемым вечным ценностям. Другие имеют относительный характер. И то, что считалось недопустимым в одно время, становится совершенно приемлемым в другое.
Категории уродства
Наша статья посвящена рассмотрению понятия «моральный урод». Для того чтобы разобраться в нём, нужно изучить феномен уродства с эстетической, этической, лексической точки зрения. Начнём с первого.
Стандарты красоты, при всей их субъективности, сводились к определённому единообразию. Если речь шла о человеке, у него ценились
правильные черты лица, пропорциональное стройное телосложение, наличие парных конечностей, органов (глаза, уши). Всё должно было нормально функционировать. Какие-либо отклонения во внешности, вызывавшие отрицательные эмоции, воспринимались окружающими как нестандартные. Значение слова «урод» в этом случае было идентично понятиям «безобразный», «некрасивый», «отталкивающий», «неприятный». Вспомните знаменитые романы Виктора Гюго - «Человек, который смеётся» и «Собор Парижской Богоматери». Их главные герои - горбун Квазимодо и бродячий актёр Гуинплен - представляют собой типичных эстетических отщепенцев. Они буквально страшны внешне, даже вскользь брошенный на них взгляд повергает душу в трепет.
Этика и эстетика
Но на этом же примере мы легко можем убедиться в другом: между красотой этической и эстетической нет знака равенства. Потому моральный урод и урод по внешности часто находятся на противоположных полюсах. Тот же Квазимодо оказался способен на возвышенные прекрасные чувства, на подвиг самопожертвования во имя любви. Его душа, заключённая в безобразную оболочку тела, удивительно красива, потому что основу её составляют лучшие
человеческие качества. А вот духовный антагонист горбуна - священник Клод Фролло, - внешне совершенно обыкновенный, и есть самый настоящий, можно сказать классический моральный урод. Почему?
Это деспотичный аскет, сознательно убивающий в себе все человеческие слабости и чувства. Посвятив свое существование Богу, он забыл, что Господь – это любовь: к людям, свету, красоте, жизни. Лицемер и человеконенавистник, священник губит юную Эсмеральду за то, что она пробудила в его теле и сердце те потребности и эмоции, с которыми Фролло боролся годами и, как думал, сумел победить. Следовательно, моральный урод - тот, кто нарушает нормы человеческого общежития, поступает вопреки им. Кто предаёт, совершает жестокие, подлые, преступные действия. Под эту категорию подходит ещё один персонаж произведения – капитан Феб, красавец-офицер, покоривший Эсмеральду учтивым обхождением и показным блеском. Насколько солнечно его имя, настолько подлой и низкой является душа героя и неприглядным поведение.
Моральный и аморальный
«Моральный» и «аморальный» - слова-антонимы, и в этом смысле словосочетание «аморальный урод» означает высшую степень безнравственности, духовное убожество, моральное падение. Кто подходит под такую категорию? Любой человек, независимо от пола и возраста, сознательно поступающий плохо. Аморально обидеть беззащитного, унизить слабого: пнуть котёнка, бросить на произвол судьбы собаку,
отказаться от ребёнка или престарелых родителей. Сказать гадость за спиною товарища, «подсидеть» сослуживца, обмануть того, кто доверился, – это тоже нечистоплотно и выходит за рамки дозволенного. И в этом плане одинаково преступны заурядный завистник, злобно косящийся на более удачливого соседа, и правительство крупнейшей страны, разворовывающее национальные богатства, гнобящее свой народ или разжигающее войны.
Аморально то, что порочно, что вступает в несоответствие с общечеловеческим кодексом Добра.