Состояние дорог напрямую зависит от соблюдения технологии укладки асфальта
О том, что такое асфальт, человечество знает давно. Природный асфальт (горную смолу, содержащую смесь битумов с минеральными материалами) использовали еще древние египтяне и финикийцы в качестве связующего материала при строительстве зданий и кораблей. Индейцы Южной Америки применяли асфальт для пропитки своих лодок. Асфальт использовался египтянами для мумификации, а на Востоке его считали лечебным средством. Кроме того, природный асфальт, добываемый со дна Мертвого моря, применялся (да и сейчас применяется) для создания лаков и красок.
Применение искусственного асфальта (уплотненной смеси битума, щебня, песка и минерального порошка) в качестве материала для дорожного покрытия началось в конце XIX века в странах Европы и в США. Тогда же стали применять асфальт и в России.
Конечно, с тех пор как технологии укладки асфальта, так и его производство претерпели большие изменения, но основные принципы остались прежними.
Современное дорожное строительство
Важнейшим условием для нормального автомобильного движения является процесс придания дорожному покрытию твердых свойств. Без нормальных асфальтированных дорог современный грузооборот практически невозможен, а потому строительство автомагистралей является приоритетным направлением для любой страны.
Соблюдение технологии укладки асфальта и ее эффективность напрямую связаны с производством и контролем качества материала, используемого для создания асфальтовых покрытий. Несоблюдение этих требований приводит к преждевременному разрушению дорожного полотна.
Достижения современной науки позволяют постоянно совершенствовать как компонентный состав асфальта, так и весь технологический процесс производства дорожных работ.
Если говорить о технологии укладки асфальта, то она выполняется в четыре этапа:
- подготовка основания;
- подогрев асфальта до его размягчения;
- укладка асфальта на основание;
- прикатка асфальта катками для его уплотнения и выравнивания.
По окончании этих этапов асфальту необходимо какое-то время до полного отвердевания и получения расчетной прочности.
Данная технология подразумевает жесткие ограничения по порядку действий, соблюдению климатических и метеорологических ограничений. Несоблюдение этих требований (например, нарушение последовательности или укладка в условиях низких температур, в дождь) приводит к тому, что дорожное покрытие прослужит меньше, чем положено.
Но даже строгое соблюдение всей технологии укладки асфальта не является гарантией того, что дорожному покрытию не потребуется дальнейшее обслуживание и своевременный ремонт.
Применение холодного асфальта при ремонте дорог
Этот материал относительно недавно появился у нас в стране. Его делают из обычного полимер-измененного асфальта с добавлением морозоустойчивых и пластифицирующих добавок. Технология укладки холодного асфальта значительно упрощает процесс ремонта дорожного полотна, поскольку позволяет выполнять работы в широком диапазоне температур. Его можно укладывать при низких температурах (до -15 оС). Кроме того, дорожные работы можно выполнять и в дождливую погоду. Для укладки холодного асфальта не требуется предварительная подготовка и грунтование ремонтируемого покрытия. Но самое главное преимущество, которое имеет холодный асфальт, – технология укладки этого материала не требует привлечения специальной техники. Его достаточно высыпать в выбоину или яму и разровнять лопатой, после чего начинается процесс полимеризации, и асфальт быстро твердеет. Что же касается цены, то если ее сопоставить с расходами на периодический ремонт дорог с применением обычного асфальта, то получается, что применение холодного асфальта окажется даже дешевле.