Листинг - это что такое

Листинг является важным инструментом на фондовом рынке. Он позволяет компаниям выводить свои ценные бумаги на организованную биржевую площадку для публичных торгов. Без прохождения листинга акции и облигации не могут обращаться на бирже.

Процедура листинга проводится для того, чтобы проверить надежность эмитента ценных бумаг и защитить интересы потенциальных инвесторов. Компании должны соответствовать определенным требованиям биржи по финансовой устойчивости, корпоративному управлению, раскрытию информации.

Листинг бывает разных видов в зависимости от уровня допуска. Чем выше требования биржи к эмитенту и его ценным бумагам, тем больше возможностей открывается у инвесторов по работе с такими активами на организованном рынке.

Виды листинга

Существует несколько видов листинга. Первичный листинг - это первая котировка ценных бумаг компании на бирже. Вторичный листинг означает котировку ценных бумаг одновременно на нескольких фондовых биржах. Например, Mail.ru Group провела первичный листинг на Лондонской бирже, а вторичный - на Московской. Также различают листинг на биржевом рынке и внебиржевой листинг.

  • Ранжированный листинг - разделение ценных бумаг по качеству в котировальные списки биржи. Чаще всего встречается 3-уровневый листинг.
  • Листинг по виду - подразделяет ценные бумаги по их виду внутри одного котировального списка. Например, акции и облигации.

Листинг - это важный процесс для компании, решившей публично разместить свои ценные бумаги. Он позволяет привлечь инвесторов и получить финансирование на развитие бизнеса.

Вид листинга Описание
Первичный Первая котировка ценных бумаг на бирже
Вторичный Котировка бумаг на нескольких биржах

Существуют и другие классификации листинга, например по уровню раскрытия информации. В любом случае, это важный этап для вывода компании и ее ценных бумаг на открытый рынок.

Требования биржи для листинга

Для прохождения процедуры листинга компания-эмитент должна соответствовать определенным требованиям, устанавливаемым конкретной биржей. Обычно они включают:

  • Требования к финансовому состоянию и отчетности компании. Например, минимальный размер собственного капитала, чистых активов, объем выручки.
  • Требования к корпоративному управлению. Наличие независимых директоров в совете директоров, комитетов совета директоров.
  • Требования к ценным бумагам. Минимальный объем эмиссии и номинальная стоимость ценных бумаг, запрет на обременение активов и пр.

Листинг - это возможность для компаний продемонстрировать прозрачность бизнеса и надежность ценных бумаг.

Кроме того, обычно предъявляются требования:

  • К раскрытию информации - наличие корпоративного сайта, соблюдение требований по раскрытию информации.
  • К листинговому агенту - компании, которая оказывает эмитенту услуги по подготовке к листингу и сопровождению процедуры.
  • К маркет-мейкеру - участнику торгов, поддерживающему ликвидность обращения ценных бумаг компании на бирже.

Этапы процедуры листинга

Процедура листинга состоит из нескольких этапов, через которые проходит компания:

  1. Подача заявки на листинг и пакета документов. Эмитент подает заявку на включение ценных бумаг в котировальный список биржи вместе с пакетом необходимых документов согласно требованиям биржи.
  2. Рассмотрение заявки и документов биржей. Специалисты биржи анализируют соответствие эмитента и его ценных бумаг установленным требованиям для листинга.
  3. Принятие решения о листинге. По результатам рассмотрения документов биржа может либо удовлетворить заявку и включить бумаги в список, либо отказать в листинге при несоответствии требованиям.

Листинг - это возможность для эмитентов пройти независимый аудит открытости бизнеса.

Некоторые биржи также выделяют дополнительные или опциональные этапы, например:

  • Предварительное согласование - когда эмитент заранее согласовывает соответствие требованиям биржи.
  • Технический листинг - регистрация ценных бумаг в торговой системе биржи.

В некоторых случаях перед подачей заявки проводят предлистинговую подготовку. Эмитент заблаговременно готовит необходимые документы, систему корпоративного управления, раскрытие информации в соответствии с правилами биржи.

После успешного прохождения всех этапов ценные бумаги эмитента включаются в котировальный список и допускаются к обращению на бирже с присвоением кода для совершения сделок.

Преимущества и недостатки листинга

Процедура листинга имеет как преимущества, так и недостатки для компании-эмитента:

Преимущества листинга:

  • Рост узнаваемости и имиджа компании на рынке
  • Привлечение новых инвесторов и расширение базы акционеров
  • Упрощение доступа к дополнительным инструментам финансирования

Недостатки листинга:

  • Значительные финансовые затраты на подготовку и прохождение процедуры
  • Повышенные требования к раскрытию информации и отчетности
  • Необходимость следования нормам корпоративного управления биржи
Комментарии