Формой рационального познания является вид мышления
Когда человек желает познать мир, то вначале его представления складываются из первых контактов с ним. Это чувственное восприятие действительности чрезвычайно важно. Однако оно дает только сигналы о фактах, которые мы видим, чувствуем, слышим. Но это необходимые источники знания, а не оно само. А что делать, если мы хотим понять, с чем же сталкиваемся? Тогда нам необходимы другие, более совершенные по сравнению с чувственным отражением виды восприятия. Таким высшим типом или же формой рационального познания является вид мышления.
Этот процесс постижения связи между фактами обладает активностью – ведь мы сами стремимся понять, что происходит. Ему также присуща опосредованность. Данный процесс характеризуется поиском сути и стремлением к обобщению. Кроме того, он представляет собой некий системный подход к отражению действительности и решения ее проблем в особых четких видах. Они представляют собой три формы рационального познания.
Следующей формой рационального познания является суждение. Это такой вид логического мышления, который предполагает некое утверждение или отрицание относительно изучаемого объекта. В суждении возникает связь между понятиями. Таким образом, уточняется их содержание, а также даются более полные определения. Можно сказать, что суждения систематизируют мышление, оперирующее понятиями.
Еще одной формой рационального познания является умозаключение. В результате этого логического процесса несколько суждений «порождают» новое утверждение или отрицание. Оно, в свою очередь, представляет следующий этап наших знаний об объекте или феномене. Поэтому умозаключения принято разделять на несколько типов. Это, прежде всего, индуктивные процессы (когда мышление движется от конкретизированных суждений к более обобщенным). Существуют и умозаключения, когда логика работает в обратном направлении. То есть, происходит переход от общих суждений к конкретным (дедуктивные процессы). Различают также и умозаключения «по аналогии». В этом случае на основании подобия и сходства одних элементов или процессов делаются выводы о других.
Итак, мы рассмотрели основные формы рационального познания: понятие, суждение, и, конечно, умозаключение. Однако многие философы полагают, что в гносеологии как таковой, да и в функционировании сознания играют огромную роль категории. Это особые, универсальные формы рационального постижения действительности, которые отражают основные связи, закономерности и свойства, материальных вещей, духовных феноменов и различных процессов. Специфика категорий состоит в том, что если понятия и состоящие из них суждения могут быть различны для каждой науки, то эти универсальные термины имеют мировоззренческое и методологическое значение фактически для любой дисциплины.