Кругосветное путешествие Магеллана — удивительное приключение мореплавателя

Португальский дворянин Магеллан после 1515 года разрабатывал проект достиженияОстровов Пряностейморским путем в западном направлении. Экспедиция — официально она называлась «Молуккской армадой» — включала пять кораблей, на которых находились, по разным оценкам, от 235 до 280 человек.

20 сентября 1519 года из порта Санлукар-де-Баррамеда в Испании отплыла флотилия из пяти кораблей под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана. Целью экспедиции было достичь Островов пряностей, огибая Южную Америку. Путешествие продлилось почти три года и полностью изменило представления европейцев о нашей планете.

Несмотря на гибель Магеллана и большей части команды, экспедиция вошла в историю как первое в мире кругосветное путешествие. Она доказала, что Земля имеет шарообразную форму, а океаны связаны между собой. Корабль "Виктория" под командованием Хуана Себастьяна Элькано, завершивший экспедицию 6 сентября 1522 года, совершил первое в истории обход вокруг земного шара.

Отплытие из Испании

Кругосветное путешествие Магеллана: 20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда отплыла флотилия из пяти кораблей под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана. Экспедиция была организована по инициативе самого Магеллана и получила поддержку испанского короля Карла I. Целью предприятия было найти западный морской путь в Ост-Индию и доказать, что Земля имеет шарообразную форму.

Первое кругосветное путешествие Магеллана: в состав флотилии входили следующие корабли: «Тринидад» под командованием самого Магеллана, «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».

На борту находилось около 270 человек - матросы, офицеры, ученые и другие члены экипажа. Среди них был итальянский ученый Антонио Пигафетта, который вел подробный дневник путешествия.

  • Экипаж был полностью укомплектован продовольствием, водой, оружием и всем необходимым для длительного плавания.
  • Магеллан тщательно разработал маршрут и навигационный план для своей экспедиции.

В день отплытия настроение команды было приподнятым и уверенным. Никто еще не подозревал, какие трудности и лишения им предстоит испытать в этой экспедиции.

Пересечение Атлантики

Флотилия Магеллана, состоявшая из пяти кораблей - «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория», отплыла из Испании 20 сентября 1519 года. Пересекая Атлантический океан по маршруту на запад, экипажи не теряли друг друга из виду благодаря системе сигнализации, придуманной Магелланом. Это позволило флотилии держаться вместе во время всего трудного перехода через океан.

Корабли шли курсом на юго-запад, держась, как можно ближе к экватору, чтобы воспользоваться попутными пассатными ветрами. После остановки на Канарских островах для пополнения припасов, флот Магеллана на полном ходу устремился к берегам Южной Америки. Путь через Атлантический океан занял целых три месяца.

Несмотря на тщательную подготовку, в плавании экипажи сталкивались с серьезными трудностями. На кораблях не хватало пресной воды и провизии, моряки страдали от цинги. Но благодаря железной дисциплине и умелому руководству Магеллана, флотилия без потерь добралась до Южной Америки.

Благополучное пересечение Атлантики и выход к берегам Нового Света стало первым важным достижением экспедиции Магеллана. Этот этап показал высокий профессионализм команды и мореходные качества кораблей, что в дальнейшем сыграло решающую роль в успехе кругосветного плавания.

Обход Южной Америки

Достигнув восточного побережья Южной Америки в декабре 1519 года, Магеллан принял судьбоносное решение идти на юг, вдоль берега материка. Он был уверен, что где-то там должен находиться проход в неизведанный океан. Экипажи испытывали серьезные трудности: корабли постоянно терпели аварии, моряки страдали от голода.

Наконец, в октябре 1520 года, после долгих месяцев изнурительного плавания на юг вдоль побережья, флотилия Магеллана обнаружила узкий пролив между океаном и материком. Это был долгожданный проход из Атлантики в новый океан, который позже назвали Тихим. Пройдя проливом, открытым в честь Магеллана, мореплаватели выполнили важнейшую часть задачи - обогнули Южную Америку и вышли в Тихий океан. Их кругосветное путешествие вступило в решающую фазу.

Таким образом, обход Южной Америки через пролив, названный впоследствии Магеллановым, стал ключевым моментом первого в истории кругосветного путешествия и одним из величайших географических открытий.

Открытие Тихого океана

После прохождения пролива, названного впоследствии в честь Магеллана, экспедиция вышла в неизведанный океан. 28 ноября 1520 года мореплаватели открыли обширный водный простор, который Магеллан назвал Mar Pacifico - Тихий океан.

Пересекая Тихий океан, флотилия Магеллана столкнулась с новыми трудностями. Запасы пресной воды и провизии на кораблях подходили к концу, цинга косила моряков десятками. На протяжении месяцев плавания в Тихом океане не было ни одного шторма, отсюда и название этого огромного водного пространства. Однако отсутствие ветра замедляло ход кораблей, экипажи мучил голод и жажда.

Лишь 6 марта 1521 года мореплаватели достигли острова Гуам, где смогли пополнить запасы пресной воды и еды. Затем флотилия Магеллана продолжила свой путь через Тихий океан, открывая на своем маршруте множество ранее неизвестных островов. 16 марта были открыты Филиппинские острова, названные в честь испанского короля Филиппа.

Открытие Тихого океана и выход в его воды через пролив Магеллана стало поистине эпохальным событием. В ходе этого этапа кругосветной экспедиции был открыт крупнейший в мире океан и доказана связь Атлантического и Тихого океанов. Это открыло путь для дальнейших географических открытий и колониальной экспансии европейцев.

Гибель Магеллана на Филиппинах

Открыв 16 марта 1521 года Филиппинские острова, экспедиция Магеллана оказалась на финишной прямой своего кругосветного путешествия. Однако радость открытия омрачила трагедия - 27 апреля 1521 года Магеллан погиб в схватке с туземцами на острове Мактан.

После высадки на острове Себу мореплаватели заключили союз с местным вождем Раджей Хумабоном, обратив его в христианство. Однако вождь соседнего острова Мактан Дату Лапу-Лапу отказался признать власть испанцев и платить им дань. Магеллан решил проучить непокорного вождя и высадился на Мактане с отрядом из 60 человек.

Несмотря на наличие огнестрельного оружия, испанцы попали в засаду и под натиском превосходящих сил туземцев вынуждены были отступать к шлюпкам. Сражаясь в первых рядах, Магеллан получил смертельное ранение от бамбукового копья. Так трагически оборвалась жизнь великого мореплавателя, организатора и руководителя первого в истории кругосветного путешествия.

Гибель Магеллана на Филиппинах, в самом конце его экспедиции, стала настоящей трагедией. Хотя его имя навсегда вошло в историю, как первооткрывателя Тихого океана, сам Магеллан не смог завершить начатое им кругосветное путешествие. Эта миссия выпала на долю оставшихся в живых моряков во главе с Хуаном Себастьяном Элькано.

Завершение кругосветного путешествия

После гибели Магеллана на Филиппинах командование оставшимися в живых участниками экспедиции принял на себя Хуан Себастьян Элькано. Им предстояло завершить начатое Магелланом кругосветное путешествие и вернуться в Испанию.

Покинув Филиппины, флотилия, сократившаяся до двух кораблей, направилась к Молуккским островам - источнику дорогих пряностей, ради которых и была предпринята экспедиция. Загрузившись пряностями, оставшиеся в живых моряки двинулись в обратный путь через Индийский океан.

Путь через Индийский океан оказался трудным - экипажи продолжали страдать от голода и болезней. В мае 1521 года не выдержавший испытаний корабль «Тринидад» был вынужден вернуться обратно к Молуккским островам. Плавание продолжила лишь одинокая «Виктория» под командованием Элькано.

Наконец, 6 сентября 1522 года, после трех лет плавания, «Виктория» бросила якорь в испанском порту Санлукар-де-Баррамеда. Из 265 моряков, отплывших с Магелланом в 1519 году, вернулись только 18 человек. Но они завершили первое в истории кругосветное путешествие, доказав, что Земля имеет форму шара.

Так, ценой неимоверных усилий и лишений, оставшиеся в живых участники экспедиции Магеллана все-таки смогли завершить первое в истории человечества кругосветное плавание. Это принесло Испании славу и богатства, открыло морской путь в Азию, и навсегда изменило представления европейцев о нашей планете.

Историческое значение экспедиции Магеллана

Кругосветное путешествие Магеллана, несмотря на трагическую гибель его руководителя и большей части участников, имело огромное историческое значение и принесло человечеству целый ряд важнейших географических открытий.

Экспедиция Магеллана впервые в истории совершила полное кругосветное плавание, доказав тем самым, что Земля имеет шарообразную форму. Это навсегда изменило представления европейцев о нашей планете.

В ходе плавания был открыт пролив между Атлантическим и Тихим океанами, названный впоследствии Магеллановым. Это открыло западный морской путь из Европы в Азию.

Был открыт и пересечен крупнейший в мире Тихий океан, получивший свое название из-за безветренной погоды во время плавания экспедиции.

Было совершено первое документально подтвержденное открытие Антарктиды, которую мореплаватели увидели в феврале 1520 года.

Наконец, кругосветное путешествие Магеллана положило начало эпохе великих географических открытий, колониальным захватам европейских держав и формированию первых морских торговых путей между Европой и странами Азии.

Лишения и тяготы пути

Участникам первого в истории кругосветного путешествия под руководством Магеллана пришлось преодолеть неимоверные трудности и лишения.

На протяжении всей экспедиции моряков мучали голод и жажда. На кораблях постоянно не хватало пресной воды и провианта. Питались в основном сухарями, которые быстро превращались в труху, и солониной, вызывавшей цингу. В крайних случаях ели крыс и даже кожаные ремни.

Экипажи страдали от целого ряда болезней - цинги, малярии, дизентерии. В тропиках моряков мучили тропические лихорадки, от которых многие умирали.

Корабли постоянно терпели аварии, мачты ломались от штормов. Приходилось чинить корабли в открытом море в самых неблагоприятных условиях.

На некоторых этапах пути ветра стихали совсем, и корабли неделями стояли в штиле под палящим солнцем. Люди умирали прямо на палубах от жары и нехватки воды.

Первое кругосветное плавание Магеллана было сопряжено с неимоверными лишениями, болезнями и смертями. Из 265 человек вернулись лишь 18. Но именно мужество и стойкость экипажей позволили осуществить эту грандиозную экспедицию.

Корабли и команда экспедиции

Кругосветное путешествие Магеллана началось 20 сентября 1519 года. Флотилия из 5 кораблей - «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсьон» и «Виктория» - отплыла из порта Санлукар-де-Баррамеда в Испании под командованием Фернана Магеллана. На борту находилось около 280 человек экипажа.

  • «Тринидад» - флагманский корабль, командовал им сам Магеллан. 120 тонн, 55 человек экипажа.
  • «Сан-Антонио» - вице-адмиральский корабль под командованием Хуана де Картагены. 120 тонн, 60 человек.
  • «Сантьяго» - 105 тонн, 32 человека под началом Хуана Серрано.
  • «Консепсьон» - 90 тонн, 45 человек, капитан Гаспар де Кесада.
  • «Виктория» - 85 тонн, 43 человека, капитан Луис Мендес де Бриту.

В экипаж входили испанцы, португальцы, итальянцы, греки, немцы и французы. Большинство моряков были опытными, среди них - участники предыдущих экспедиций Колумба и других знаменитых мореплавателей. Также на борту было около 30 ученых, картографов, штурманов и астрономов.

Несмотря на разнородный состав, команда хорошо справлялась со своими обязанностями. Это позволило Магеллану успешно провести корабли через неизведанные прежде воды и совершить первое в истории кругосветное путешествие.

Маршрут следования флотилии Магеллана

Кругосветное путешествие Магеллана началось 20 сентября 1519 года в Испании и завершилось 6 сентября 1522 года, продлившись почти 3 года.

Из порта Санлукар-де-Баррамеда флотилия направилась на юго-запад через Атлантический океан. Пройдя вдоль побережья Бразилии, корабли достигли устья реки Рио-де-ла-Плата. Здесь экспедиция зазимовала.

Весной 1520 года Магеллан продолжил путь на юг вдоль восточного побережья Южной Америки. 21 октября флот вошел в пролив, названный впоследствии Магеллановым. Пройдя его, 28 ноября корабли вышли в Тихий океан.

Далее Магеллан направился на северо-запад через Тихий океан. 6 марта 1521 года мореплаватели открыли Марианские острова, затем достигли Филиппин. После гибели Магеллана в апреле 1521 года экспедиция продолжила путь на запад к Молуккским островам.

В ноябре 1521 года три оставшихся корабля вышли в Индийский океан, обогнули мыс Доброй Надежды и направились вдоль западного побережья Африки. В сентябре 1522 года завершила кругосветное плавание лишь одна «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано.

Географические открытия

Кругосветное путешествие Магеллана принесло множество важных географических открытий, значительно расширив представления европейцев о Земле.

Экспедиция Магеллана впервые в истории совершила кругосветное плавание, доказав, что Земля имеет шарообразную форму. До этого многие полагали, что Америка является частью Азии.

Магеллан открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой, названный впоследствии его именем. Это позволило найти морской путь из Атлантики в Тихий океан.

Был открыт сам Тихий океан - крупнейшая водная акватория планеты. Магеллан первым пересек его с востока на запад протяженностью в 17 тысяч километров.

Также были открыты архипелаги Огненная Земля у побережья Южной Америки и Марианские, Маршалловы и Каролинские острова в Тихом океане. А на Филиппинах европейцы впервые познакомились с местным населением и культурой.

Благодаря этим открытиям человечество впервые получило достаточно полное представление о географии Земли.

Причины неудач экспедиции

Несмотря на впечатляющие географические открытия, кругосветное путешествие Магеллана нельзя назвать полностью успешным. Из 5 кораблей обратно вернулся только один. Этому есть несколько причин.

Тяжелые климатические условия. Плавание в неизведанных водах южных широт оказалось сложным испытанием для команды. Моряки страдали от холода, нехватки провизии и цинги.

Враждебные отношения с местным населением. Конфликты произошли при высадках на побережье Бразилии и особенно на Филиппинах, где погиб сам Магеллан.

Мятеж части экипажа. Некоторые капитаны отказались подчиняться Магеллану, что привело к бунту и гибели одного из кораблей.

Цинга и голод среди моряков. Долгое плавание без свежих продуктов подорвало здоровье команды.

Плохое состояние кораблей к концу плавания. Из-за течений и штормов суда получили серьезные повреждения.

Экспедиция Магеллана столкнулась с огромными трудностями, которые и привели к гибели большей части участников.

Наследие Магеллана

Несмотря на трагический финал, кругосветное путешествие Магеллана оставило огромное наследие для последующих поколений.

Оно положило начало эпохе великих географических открытий и колониальной экспансии европейцев. Плавание Магеллана показало перспективность морского пути в Азию в обход мусульманских стран.

Экспедиция собрала обширные научные материалы - карты, зарисовки, описания новых земель. Эти данные позволили существенно расширить географические познания.

Подвиг Магеллана воодушевил будущих исследователей и мореплавателей на новые открытия. Его примеру последовали Фрэнсис Дрейк, Джеймс Кук, Фердинанд Магеллан и многие другие.

Открытие Магеллана морского пути в Азию способствовало развитию торговли и культурного обмена между континентами.

Экспедиция заложила основы европейской колонизации Тихоокеанского региона, в частности Филиппинских и Молуккских островов.

Несмотря на трагическую гибель, путешествие Магеллана ознаменовало новую эпоху в истории человечества и сыграло огромную роль в формировании современного мира.

Интересные факты о путешествии

Кругосветное путешествие Магеллана полно удивительных и малоизвестных фактов.

  • Среди членов экипажа Магеллана был итальянец Антонио Пигафетта - хронист экспедиции, оставивший ее подробное описание.
  • Из 280 человек, отправившихся в плавание, назад вернулись только 18 - экипаж единственного уцелевшего корабля «Виктория».
  • За время кругосветного путешествия команда Магеллана потеряла в общей сложности более 200 дней из-за пересечения линии перемены дат.
  • В честь Магеллана названы пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды, гора в Антарктиде, астероид и даже космический телескоп НАСА.
  • Себастьян Элькано, завершивший кругосветное плавание, получил от короля Карла V герб с девизом Primus circumdedisti me - «Первый обогнул меня».
  • Корабли Магеллана были первыми европейскими судами, достигшими Филиппин, Марианских и Маршалловых островов в Тихом океане.

Эти и многие другие любопытные подробности делают историю первого в мире кругосветного путешествия по-настоящему захватывающей и позволяют лучше представить себе масштаб и значение этого выдающегося достижения эпохи Великих географических открытий.

Комментарии