Калининская линия-метро, станции и история

Калининская линия является одной из старейших линий Московского метрополитена. Она была открыта 30 декабря 1979 года, к Олимпиаде 1980 года в Москве. Изначально линия называлась Калининским радиусом по названию одного из московских районов. Линия связала центр города с восточными районами Москвы. Она прошла по территории четырех районов: Пролетарского, Ждановского, Калининского и Перовского. Отсюда и название линии. В настоящее время Калининская линия насчитывает 8 станций и имеет протяженность более 16 км. Она обслуживает несколько сотен тысяч пассажиров ежедневно.

Строительство

Строительство Калининской линии метро началось в 1975 году. Первый участок длиной 12,2 км от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево» планировалось открыть к Олимпиаде 1980 года в Москве. Линия прошла по территории четырех районов столицы - Пролетарского, Ждановского, Калининского и Перовского, получив свое название по наименованию Калининского района.

Строительные работы велись в сложных геологических условиях с использованием щитовой проходки. Участок «Третьяковская» - «Шоссе Энтузиастов» сооружался глубокого заложения, а участок «Перово» - «Новокосино» - мелкого. Было возведено 8 станций, включая пересадочные узлы «Марксистская» и «Третьяковская».

Участок Количество станций
«Марксистская» - «Новогиреево» 6
«Марксистская» - «Третьяковская» 2
«Новогиреево» - «Новокосино» 3

Таким образом, на конец 2023 года протяженность Калининской линии метро «метро москвы калининская линия» составила 16,3 км с 8 действующими станциями.

Открытие линии к Олимпиаде 1980 года

В преддверии Олимпиады 1980 года в Москве активизировалось строительство инфраструктуры, в том числе и метрополитена. 30 декабря 1979 года, в канун Нового года, был торжественно открыт первый участок Калининской линии метро «калининская линия метро» протяженностью 12,2 км со станциями «Марксистская», «Площадь Ильича», «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Перово» и «Новогиреево».

На торжественной церемонии присутствовали руководители города и метростроя. Первый пробный поезд из шести вагонов с пассажирами-строителями прошел по линии 16 декабря 1979 года. Расчетное время поездки по новой линии составляло 14 минут. В первый день было перевезено более 150 тысяч пассажиров.

С вводом в эксплуатацию Калининского радиуса метрополитена значительно улучшилась транспортная ситуация в восточных районах Москвы. Жители получили быстрое и комфортное сообщение с центром города. Новая линия разгрузила участки Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий. Благодаря открытию Калининского радиуса к Олимпиаде 1980 года, Москва смогла принять большое количество гостей соревнований. Транспортная инфраструктура выдержала нагрузку и обеспечила удобство передвижения по городу.

Первые станции Калининской линии метро

Первый пусковой участок Калининской линии метро «калининская линия метро» включал 6 станций. Станция «Марксистская» была организована как пересадочный узел на Таганско-Краснопресненскую и Кольцевую линии. «Площадь Ильича», «Авиамоторная» и «Перово» имели один выход на поверхность.

Особенностью станции «Шоссе Энтузиастов» стало наличие трех выходов, что позволило разгрузить прилегающие транспортные магистрали и пешеходные потоки. Станция «Новогиреево» изначально проектировалась как конечная с двумя путями для оборота и отстоя составов. Оформление первых станций выдержано в едином стиле, для отделки использованы мрамор, гранит, металл. Цветовая гамма различается для каждой станции. Например, на станции «Авиамоторная» преобладают красные и коричневые тона. В отделке станции «Перово» задействованы синие и зеленые цвета.

Дальнейшее развитие Калининской линии метро

После открытия первого пускового участка продолжилось поэтапное развитие Калининской линии метро «калининская линия метро». В 1986 году введен в эксплуатацию 1,7 км участок «Марксистская» - «Третьяковская» с одноименной станцией, которая стала важным пересадочным узлом. Долгое время дальнейшее продление линии откладывалось. Лишь в 2012 году после завершения реконструкции был открыт 3,23 км участок «Новогиреево» - «Новокосино» со станциями «Новокосино» и «Нижегородская», что улучшило транспортную доступность района.

Существует проект дальнейшего развития линии в восточном направлении с новыми станциями, однако строительство отложено на неопределенный срок в пользу других инфраструктурных решений. В перспективе также рассматривается вариант соединения линии с Солнцевской. Таким образом, на данный момент Калининская линия включает 8 станций и 2 пересадочных узла. По итогам 2023 года ее протяженность составила 16,3 км, а среднее время поездки по линии - около 22 минут.

Пассажиропоток и статистика Калининской линии метро

Калининская линия метро «калининская линия метро» является одной из самых загруженных в Московском метрополитене. По итогам 2023 года среднесуточный пассажиропоток составил около 400 тысяч человек. Наиболее востребованными являются станции «Новокосино» (более 100 тысяч пассажиров в сутки), «Третьяковская» (более 90 тысяч) и «Марксистская» (более 80 тысяч). Наименьший пассажиропоток фиксируется на станции «Нижегородская» - около 25 тысяч человек.

В часы пик средняя загруженность вагонов достигает 6,5 человек на м2, что является вторым показателем после Таганско-Краснопресненской линии. Наиболее загружен перегон между станциями «Новокосино» и «Новогиреево» из-за большого пассажиропотока с районов за МКАД. С вводом в эксплуатацию Калининской линии существенно выросли объемы перевозок Московского метрополитена. За все годы работы линии ее услугами воспользовались более 15 миллиардов пассажиров.

Перспективы объединения Калининской и Солнцевской линий метро

В настоящее время Калининская линия метро «калининская линия метро» не имеет физического соединения с открытой в 2014 году Солнцевской линией. Однако на протяжении многих лет рассматривается проект их объединения в единую линию. Предлагаемый проект строительства участка «Деловой центр» - «Третьяковская» позволит связать две линии и создать новый пересадочный контур в центре Москвы. Кроме того, это позволит разгрузить Кольцевую и Таганско-Краснопресненскую линии.

Реализация проекта неоднократно откладывалась в пользу других инфраструктурных решений, например строительства Большой кольцевой линии. Тем не менее, в перспективе планируется вернуться к рассмотрению данного вопроса. Объединение двух линий в единую позволит оптимизировать маршрутную сеть метрополитена и снизить загруженность Таганско-Краснопресненской линии до 10%.

Комментарии