Анализ произведения Гоголя «Портрет». Служение искусству или богатство?
Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления. В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.
Внутреннее противостояние богатства и таланта
В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши. Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь. Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.
В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.
Искупление грехов и служение искусству
Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.