Должностные инструкции продавца-консультанта: как их следует разрабатывать?

Для тех, кто планирует заниматься бизнесом, связанным с продажей одежды, обуви или любых других товаров народного потребления (кроме продовольствия, медикаментов), необходимостью становятся набор и обучение персонала. Какими должны быть должностные инструкции продавца-консультанта, которые помогут организовать работу правильно?

Главные принципы: логичность и последовательность!

Отметим, что должностная инструкция продавца-консультанта одежды и работника, например, сетевого магазина продуктов может существенно различаться! Поэтому не стоит не глядя распечатывать первую попавшуюся в Сети информацию и вручать новому сотруднику! Помните об этом! Хотя за основу документы, имеющиеся в Интернете, взять можно.

В должностные инструкции продавца-консультанта должны быть включены следующие пункты, касающиеся квалификации:

- необходимый уровень образования;

- наличие опыта работы или стажировки.

Также в этот документ должны быть внесены положения о том, что должно стать основой трудовой деятельности продавца. Как правило, эта информация заносится в должностные инструкции продавца-консультанта в виде такого перечня пунктов:

- знание нормативных актов и внутренних документов фирмы, регламентирующих работу;

- следование правилам распорядка труда и отдыха (время начала/окончания работы, обед, курение и т. д.);

- владение информацией, полученной на тренингах, из методических материалов и т. д.

- своевременное ознакомление с распоряжениями и приказами, действующими внутри фирмы;

- уверенное знание принципов этики общения с клиентами и руководством;

- понимание условий, в которых должен храниться товар, и допустимого с ним обращения;

- знание положений, изложенных в должностной инструкции.

Далее необходимо указать, как продавец должен быть одет. Если вы хотите, чтобы работник находился в торговом зале исключительно в форменной одежде, укажите это (как и ответственность за несоблюдение требований). Можно прописать в документе все: обувь, прическу, макияж, маникюр. Ясно, что в магазине парфюмерии не особенно уместен консультант с африканскими косичками и макияжем в готическом стиле. Правильнее изначально это прописать и согласовать, чем наживать врагов в лице сотрудников, так и не ставших постоянными!

Обязательный пункт - обязанности!

Все должностные инструкции продавца-консультанта должны включать информацию о непосредственных обязанностях. То есть вы должны указать следующее:

- продавец должен принимать товар, проводить инвентаризацию, своевременно изменять ценники, если изменилась цена на продукцию в прайсе;

- следить за состоянием витрины и рабочего места;

- формировать заказы на доставку товара со склада или от поставщиков;

- своевременно предоставлять отчетность о своей работе, высказывать предложения относительно улучшения качества предоставляемых услуг.

Нельзя назвать полными должностные инструкции продавца-консультанта, в которых не указаны требования о сохранении в тайне данных, которые могут составлять коммерческую тайну. Если этого пункта нет, претензии предъявлять будет некому.

А что о правах?

Продавец имеет полное право на следующие действия:

- требование создания условий, необходимых для полноценного выполнения обязанностей;

- обсуждение условий работы и уровня оплаты труда;

- доклады вышестоящему руководству о том, что выявлено в процессе работы.

Особенно важный момент: должностная инструкция продавца-консультанта-кассира, который должен уметь работать с кассовым аппаратом, ПК, терминалами. Возможно, потребуются еще какие-то специфические навыки. Четко пропишите это!

Вместо заключения

Прежде чем выдать инструкцию продавцу, следует ознакомиться с ней внимательно и беспристрастно. Нет ли пунктов, которые противоречат друг другу и законодательству? Не написана ли информация чересчур заумно (с обилием терминов и профессионального жаргона)? Лучше всего распечатать готовую инструкцию и прочесть ее самостоятельно, а затем попросить об этом же нескольких людей, которые могут внести ценные поправки!

Удачной работы!

Комментарии