Инновационный менеджмент - это система управления
Понятие «инновация» относится к экономической категории и является объектом своеобразного хозяйственного механизма, который оказывает воздействие на определенные процессы, связанные с созданием и реализацией новшеств, а также на различные отношения в сфере экономики. При этом нельзя забывать, что рынок является местом возникновения таких отношений.
Основа инновационного менеджмента
Базовыми моментами данной экономической категории являются:
- целенаправленный поиск идей, которые послужат основой для конкретной инновации;
- организация инновационного процесса для определенного нововведения, который предполагает осуществление комплекса работ организационно-технического плана для преобразования обычной идеи в конечный продукт;
- процесс реализации и продвижения новых идей на рынке.
Таким образом, инновационный менеджмент – это экономическая категория, использующая такие эффективные инструменты, как стратегия, позволяющая сконцентрировать все усилия на конкретном приемлемом решении, и тактика, которая предполагает использование определенных методов и приемов при достижении цели в каждом конкретном случае. Основной задачей тактики является выбор оптимального решения, наиболее приемлемого в каждой отдельной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент – это совершенная система управления
Рассматривая данную категорию в качестве системы, необходимо выделить две основные подсистемы:
- управляющая в качестве субъекта;
- управляемая в качестве объекта.
В качестве субъекта может выступать как один работник, так и группа сотрудников, которыми поддерживается с использованием специальных методов функционирование объекта. Объект управления – инновации, процесс внедрения новшеств и экономические отношения в данной сфере.
Специализированная литература
Зачастую в исследовательских работах студентов (примером может служить курсовая) инновационный менеджмент рассматривает еще один элемент – информационный продукт. Данный элемент появляется в результате сбора и обработки информации с оценкой ее результативности использования.
Нельзя забывать и о функциях, которые выполняет инновационный менеджмент, учебник, например, Дорофеева В.Д. содержит именно такие: функции субъекта (организация, прогнозирование, планирование и координация) и функции объекта управления (вложение инвестиций, организация выполнения инновационного процесса и продвижения нововведений на рынке).