Роман «Отцы и дети»: Базаров Евгений и его взгляды на мир
Роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева, опубликованный в 1862 году, стал настоящим литературным событием того времени. Центральным персонажем произведения является Евгений Базаров - представитель нового поколения 60-х годов XIX века. В этом образе отразилось столкновение старых взглядов отцов и новых идей детей.
Базаров - убежденный нигилист, отрицающий традиционные ценности и устои. Он полон презрения к дворянскому укладу жизни, к искусству, природе и любви. Базаров верит только в науку и полезность для общества. Но со временем его нигилистические взгляды начинают разрушаться.
Предыстория Базарова
Евгений Васильевич Базаров родился в семье полкового лекаря Василия Базарова и дворянки Арины Власьевны. Отец, Василий Иванович Базаров, полковой лекарь, человек уже пожилой, все свои средства положил на воспитание сына. Базаров относится к разночинцам - социальной прослойке между дворянством и крестьянством. Это обуславливает его промежуточное положение в обществе и во многом формирует мировоззрение.
Как ни странно, но факт: оба родителя Базарова, столь различные между собой по положению и умственному развитию, одинаково обожали своего сына, одинаково были горды им, одинаково покорно подчинялись ему. Родители всячески баловали Евгения, что также повлияло на формирование его характера.
Базаров получил хорошее образование. Он поступил в университет, выбрав физико-математический факультет. Затем он поступил в медицинскую академию. Базаров увлекался естественными науками и стремился посвятить свою жизнь медицине. Всего в жизни Базаров добился сам, благодаря собственным усилиям.
Характер и мировоззрение Базарова
Евгений Базаров обладает сложным характером. Он гордый, самоуверенный и прямолинейный. Базаров не скрывает своего презрения к дворянству и их образу жизни. Он ведет себя развязно и не считается с общепринятыми нормами поведения.
Базаров отрицает традиционные ценности, такие как любовь, дружба, искусство. Он является нигилистом, то есть все отрицает. Базаров верит только в науку и полезную деятельность. В отношениях с людьми он циничен и бесцеремонен.
Внутренний мир Базарова противоречив. С одной стороны, он действительно презирает многое из того, что принято в обществе. Но с другой стороны, его нигилизм - это скорее поза, маска. В глубине души Базаров - романтик, способный любить и страдать.
Презрение к дворянству
Одной из отличительных черт Базарова является его презрительное отношение к дворянству. Это обусловлено как его социальным происхождением, так и убеждениями.
Базаров родился в семье простого армейского лекаря и дворянки. Он принадлежит к разночинцам - прослойке между дворянами и простым народом. Поэтому Базаров не чувствует себя частью дворянского сословия, ему чужд их образ жизни.
Базаров с презрением относится к аристократическим развлечениям, не любит «церемонии» и этикет. Он считает праздный и роскошный образ жизни дворян вредным и бесполезным.
Взгляды Базарова формировались под влиянием идей революционных демократов. Он верит, что дворянство должно уступить место новому поколению «разночинцев».
Базаров открыто демонстрирует свое пренебрежение к дворянским предрассудкам в имении Кирсановых. Он вступает в конфликт с Павлом Петровичем, который олицетворяет уходящий уклад.
Базаров считает либеральные взгляды Николая Петровича и его брата устаревшими. По его мнению, они держатся за прошлое и тормозят развитие России.
Тем не менее, Базаров не до конца последователен в своем отношении к дворянству. Он испытывает симпатию к Аркадию Кирсанову, а также влюбляется в княжну Одинцову. Это показывает внутренние противоречия героя.
Любовь разрушает нигилизм
Одним из важнейших событий в судьбе Базарова становится его любовь к Анне Сергеевне Одинцовой. Это чувство вступает в противоречие с его нигилистическими убеждениями.
Базаров отрицает любовь как явление, сводя ее к физиологии. Он с пренебрежением отзывается о романтических чувствах, считая их пережитком прошлого. Однако знакомство с Одинцовой меняет Базарова. Он влюбляется в нее с первого взгляда. Это заставляет Евгения пересмотреть свои взгляды.
Любовная лихорадка овладевает Базаровым. Он испытывает ревность, когда Одинцова проявляет внимание к другим мужчинам. Евгений мечтает о взаимности, хотя понимает, что это невозможно.
Несмотря на гордость, Базаров решается на отчаянный шаг - признается Одинцовой в любви. Но получает отказ, так как Анна Сергеевна не разделяет его чувств.
Неудача в любви надламывает Базарова. Он понимает, что его теория жизни потерпела крах, а сам он оказался обычным романтиком. Любовь разрушила нигилизм Евгения.
Пережитое чувство навсегда изменило Базарова. Он уже не мог так же отрицать любовь, как раньше. Это стало важным этапом духовной эволюции героя.
Конфликт с Павлом Петровичем
Одним из ключевых эпизодов романа становится конфликт Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Это столкновение нигилиста с представителем дворянского мира.
Павел Петрович - старший брат Николая Петровича, отца Аркадия. Он типичный аристократ, дорожит честью и не терпит, когда нарушают правила приличия.
Базаров с первой встречи вызывает у Павла Петровича неприязнь своими вызывающими манерами и циничными высказываниями. А сам Евгений презирает «отжившего» дворянина.
Конфликт разгорается, когда Базаров делает предложение Фенечке, бывшей любовнице Павла Петровича, на которой тот хотел жениться. Это оскорбляет честь Павла Петровича.
Отношения переходят в открытое противостояние. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль, где легко ранит его. Это столкновение демонстрирует разницу жизненных принципов героев.
Дуэль становится важным уроком для Базарова. Он понимает, что его отрицание всего аристократического мира было поверхностным. Базаров не разрушил его, а сам оказался ранен.
Возвращение к отцу и смерть
После дуэли Базаров возвращается в родительский дом, где его встречают отец Василий Иванович и мать Арина Власьевна. Родители обрадованы приезду сына и всячески опекают его.
Находясь дома, Базаров помогает отцу принимать пациентов. Однажды он делает вскрытие заразного трупа и заражается тифом. Болезнь прогрессирует быстро. Перед смертью Базаров просит отца передать Одинцовой прощальное письмо, где признается в любви. Это показывает, что Евгений преодолел свой нигилизм и принял чувства.
Смерть для Базарова становится итогом его жизненного пути, завершением внутренней эволюции. Умирая, он понимает ограниченность своих прежних взглядов.
Итоги и значение образа
Евгений Базаров - один из самых ярких персонажей русской литературы. Его образ многогранен и противоречив.
С одной стороны, Базаров - нигилист, отрицающий традиционные ценности. Он воплощает рационализм, утилитаризм и социальный радикализм нового поколения 1860-х годов.
Но одновременно Базаров - сложный и противоречивый человек. Его нигилизм оказывается поверхностной позой. В глубине души Базаров способен на сильные чувства.
Любовь к Одинцовой и столкновение с Павлом Петровичем разрушают нигилизм Базарова. Перед смертью он меняется, принимая те ценности, которые раньше отрицал.
Таким образом, Базаров олицетворяет кризис нигилизма как идеологии. Его судьба показывает ограниченность радикальных веяний 1860-х годов. В то же время Базаров - персонаж трагический. Он искренне хочет приносить пользу обществу, но его порывы оборачиваются разочарованием и крахом мечты. Образ Базарова отразил сложность эпохи преобразований и идейных исканий. Он навсегда вошел в историю русской и мировой литературы.