Была ли
характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» комедии Дениса Ивановича Фонвизина авторским вымыслом? Принято считать что прообразом Митрофана Терентьевича Простакова послужила реальная историческая личность – Алексей Николаевич Оленин. Следует также упомянуть, что автор комедии был лично знаком с основателем русского национального театра А.П.Сумароковым, был увлечен просветительскими мыслями Вольтера.
Прообраз Митрофанушки
Реальный недоросль имел старинное дворянское происхождение по материнской линии - из рода князей Волконских. Отец молодого помещика - отставной полковник лейбгвардии - явно недостаточно уделял внимания воспитанию недоросля. Алеша рос во вседозволенности в отцовском имении, находящемся в с. Саласур Рязанского наместничества Московской губернии. Ориентируясь на некоторые фразы Алексея и его увлечения, создавал Фонвизин «Недоросль». Характеристика Митрофана получилась хоть не документальная, но узнаваемая.
Взгляды Митрофана на жизнь
Пятнадцатилетний молодой человек убежден в том, что, имея дворянское происхождение, он может игнорировать многие «второстепенные», на его взгляд, вещи: образование, воспитание, трудолюбие, гармоничные отношения с людьми. Если Петр I обязывал недорослей после учебы служить Отечеству, то в дальнейшем требования ограничились лишь образованием. Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» показывает, как из этой в высшей степени ошибочной точки зрения постепенно развивается гордыня, грозящая в будущем разрушить его жизнь. Узнав, что девушка Софья одарена помещиком Стародумом значительным богатством, он примеряет на себя роль жениха. Действительно, зачем учиться, когда свадьба принесет благосостояние на всю оставшуюся жизнь? Он презирает отца, считая его ничтожеством, издевается над своими учителями.
Чтобы показать сына в выгодном свете перед проницательным Стародумом, г-жа Простакова пытается представить его образованным. Эта анекдотическая попытка полуграмотной мамаши обречена на провал, так оно и получается. Софья же влюблена в действительно достойного молодого человека - Милона.
Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» дается резонером Стародумом предельно кратко и исчерпывающее: «Непросвещенный, а также лишенный души». Действительно, юный помещик, лелеющий свое эго, не утруждает себя трудом и налаживанием дружественных отношений с другими людьми
Выводы
Удалась ли комедия у Фонвизина? Вопрос, конечно же, риторический. Однако хотелось бы ответить, как на самого Алешу Оленина повлияла фонвизинская характеристика Митрофана. Недоросль оказался, конечно, лентяй, но не дурак. Как говорят современники, молодой человек не только узнал себя в Митрофане Терентьевиче, но был потрясен взглядом на себя со стороны, ему стало действительно стыдно. Таким образом,
произведение Фонвизина стало мощным стимулом для образования и воспитания Алексея Николаевича Оленина. Кто бы мог подумать, что характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» с такой силой мотивирует Алешу? Этот человек посчитал образ юного Простакова своей личной точкой отсчета, мотивацией для сумасшедшей концентрации на образовании и работе. И, как результат, мы нынче говорим об Алексее Оленине как о человеке, создавшем задел для отечественной библиографии, эквивалентный вкладу самого Фонвизина в становление русской комедии. Кроме того, Оленин был Президентом Академии художеств, признанным авторитетом в истории и археологии.