Элегия – это лебединая песня лирического искусства

В словаре литературоведческих терминов есть такое понятие, как «элегия». Существует подобный термин и в музыке. Что их объединяет, в чём проявляются различия – вопрос весьма интересный. К тому же определение «элегический» часто соотносится и с живописью, скульптурой, встречается в кинематографии.

Лексическая эволюция слова

Как и большинство понятий, связанных со сферой искусства, из древнегреческого языка пришла к нам и элегия. Это слово первоначально обозначало погребальные траурные песни, сопровождавшиеся громогласными рыданиями плакальщиц и унывными звуками авлоса (духовой инструмент, прообраз гобоя). Затем, когда подобные обряды изжили себя, так стали называться музыкально-текстовые произведения грустной тональности. Содержание их составляли жалобы на неразделённую любовь, потерю друга, тоску одиночества. Так постепенно сформировался особый лирический жанр – элегия. Это позволило классифицировать её разновидности и подвиды, определить характерные черты.

Значение термина

Как видим, строгого отделения музыки от текста ещё не наблюдается на начальном употребления термина. Оно возникнет несколько позднее, когда эстетика – наука о прекрасном – позволит выявить родо-видовые признаки разных сфер искусства. Именно тогда стало принято считать, что элегия – это лирический жанр литературного произведения. В античной поэзии так называли стихотворения, состоящие из нескольких строф. Каждая включала в себя по 2 строки, не объединённые рифмой (белый стих). Первая писалась гекзаметром, вторая – пентаметром. Подобный способ оформления надолго закрепился в античной поэтической практике. Более того, и дистих стали называли не иначе, как элегическим. Именно ним сложилась традиция выражать философские размышления, высказывать житейские жалобы. Таким образом, в эпоху античности считалось, что элегия – это лирическое произведение, корнями уходящее в эпос и отражающее определённые настроения автора.

Разновидности жанра

Содержание стихотворений, относящихся к данному жанру, достаточно разнообразно. В Древней Греции особенно популярны были философские, военные, политические, обличительные. На древнеримской почве лучше всего прижилась любовная элегия. Жанр этот существует и активно развивается и сейчас. На его основе возникли многие направления современной поэзии. А классическими образцами до сих пор являются стихи Овидия. В них явственно проступают все характерные черты: элемент интимности, дружелюбия и доверительности к читателю, грусти и разочарования, предчувствия одинокой, бесприютной смерти и жалобы на жизнь, на несправедливые удары судьбы. Особенно характерны в этом плане его философские и любовные элегии.

«От Ромула до наших дней»

Новый взлёт жанр переживает уже в поэзии позднего Возрождения и в последующие века. А расцвет его связан с такими направлениями в искусстве, как сентиментализм и романтизм. Повышенная эмоциональность, душевная обострённость, некоторый пессимизм, меланхолическая задумчивость составляют значение слова «элегия». В русской литературе Баратынский, Жуковский, Батюшков стоят у её истоков. Стихотворение «Сельское кладбище» - размышление о бренности земного человеческого бытия, о мраке забвения, написанное В. А. Жуковским (вольный перевод поэтических строк Т. Грэя) ознаменовало собой увлечение сентиментализмом в отечественной изящной словесности. А затем широкой публике была представлена ещё одна элегия, также ставшая классическим образцом - «Море».

Позднее Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев и Фет обогатили мировую поэзию своими глубокими, проникновенными лирическими стихотворениями. Достаточно вспомнить знаменитые «Безумных лет угасшее веселье» и «19 октября», «Печально я гляжу на наше поколенье» и «Какая грусть! Конец аллеи…» - и становится ясно, сколь широки возможности жанра, какую философскую глубину и драматический накал приобрёл он со временем. А ведь есть ещё Блок, поэты-символисты… И хотя динамичный 20-й век несколько потеснил элегическую изысканность и неторопливую размеренность, постепенно они возвращаются в литературу.

Элегия как музыкальный жанр

В то же время жанр этот всё настойчивее реализуется в музыке. Самостоятельным он становится уже в 17-м веке. А творчество Бетховена ознаменовалось созданием истинных шедевров. Кого оставит равнодушным потрясающая, трогательная «К Элизе», например! Да и Лист, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский, Рахманинов внесли свой неоценимый вклад в популяризацию элегии. На её основе родился новый жанр – городского романса, а позднее – лирической песни.

Сейчас уже сложно представить, что многие эстрадные песни, в том числе и довольно динамичные, являются «потомками» нежных, трогательных элегий. Много и продуктивно работал в этом жанре кумир поп-музыки, итальянский композитор Т. Кутуньо. Молдавский советский классик Е. Дога, русский - И. Крутой, латвийский - Р. Паулс - каждый по-своему подарили миру удивительные, талантливые мелодии, слушая которые, наши души становятся прекраснее, как и их изумительная музыка.

Комментарии