Музыкальное произведение. Жанры и формы
В широком понимании музыкальное произведение – это пьеса (инструментальная или вокальная), являющаяся результатом композиторской деятельности. Для нее характерна внутренняя завершенность, индивидуализированность формы и содержания, фиксация нотной записи с целью последующего исполнения.
Музыкальное произведение может быть одноголосным (мелодия и аккомпанемент) и многоголосным (полифония, гомофония). Оно может представлять собой как самостоятельный номер, так и быть частью определенного кинематографического или драматического действия. Особенность и неповторимость каждого композиторского творения достигается рядом выразительных средств, таких, как лад, темп, гармония, метр, динамика, ритм, мелодия.
Понятие «музыкальный жанр» используется для характеристики различных произведений в зависимости от их происхождения и способа исполнения.
Издавна разнообразные песни (хороводные, обрядовые, трудовые и др.) сопровождали быт народа и воодушевляли воинов на победу. Так появились многочисленные вокальные жанры. Характерная черта песен – неоднократное повторение напева, основной мелодии.
Романс – жанр вокальной музыки, появившийся в 19 веке. Это произведение для певца с инструментальным сопровождением.
В отличие от романса, хоровые сочинения предназначены для исполнения большим певческим коллективом под сопровождение или акапельно (без аккомпанемента).
Кантата – довольно объемное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певцом – солистом (или хором) и оркестром. Сочинения этого жанра долгое время писались в честь какой-либо знаменательной даты и носили торжественный характер. Однако встречаются и лирические, повествовательные кантаты.
Оратория – большое по объему музыкально-драматическое сочинение. Оно не предполагает сценического действия и предназначено для исполнения хором, солистом и оркестром.
Опера – музыкально-драматическое сочинение, в котором объединено театральное действие и музыка. Основная особенность этого жанра заключается в том, что разговорная речь действующих лиц заменена пением.
Инструментальные жанры произведений сформировались позже вокальных. Им присуще прикладное значение. Инструментальная музыка сопровождала парады, походы, религиозные процессии, городские балы. В 17 веке появляются новые, более глубокие по смыслу и содержанию жанры.
Соната – инструментальная пьеса, которая обычно состоит из трех контрастных по темпу частей (быстро-медленно-быстро). Немного позднее в творчестве Л. Бетховена появляются четырехчастные произведения этого жанра.
Симфония – музыкальное сочинение, предназначенное для исполнения целым симфоническим оркестром. Так же, как и соната, данное произведение в классическом варианте состоит из трех частей. Оно отличается большим объемом, многогранностью содержания и доступностью мелодического языка.
Концерт – музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром и солирующим инструментом. Чаще всего сочинения данного жанра пишутся в циклической трехчастной форме, но иногда можно встретить и одночастные концерты.
Музыкальная форма
Этим понятием характеризуется соотношение частей в произведении. Так, двухчастная форма состоит из двух разделов, обычно контрастных по характеру. Трехчастная – из трех, причем первая и третья часть сходны по мелодическому языку и настроению, а средняя – контрастна по отношению к ним. Вариации представляют собой видоизмененное повторение основного мотива (темы).
Существуют и другие музыкальные формы, такие, как рондо (тема периодически повторяется в неизменном виде), циклическая (состоит из нескольких самостоятельных частей, объединенных единым замыслом) и свободная (встречается в современной музыке).