Разговорная речь

Любой высокоразвитый язык имеет две речевые формы – устную и письменную. Устная, куда входит, прежде всего, разговорная речь, формировалась на протяжении столетий и связана с историческим развитием ее носителей – того или иного народа. На определенном этапе она становилась своего рода фундаментом для образования речи письменной. Далее обе формы существовали параллельно, противопоставляясь по определенным признакам.

Определение

В лингвистике принято считать, что разговорная речь – это особая разновидность речи литературной. Сфера ее применения – повседневное бытовое общение, передача какой-либо информации, воздействие на собеседника, выражение эмоционального состояния. Традиционно разговорную речь по целому ряду признаков противопоставляют книжной. Ее основой являются диалекты и говоры, суржики, городской сленг и жаргонизмы, а также элементы книжной речи. Как любой значительный языковой пласт, разговорная форма речи имеет целый ряд отличительных признаков и особенностей.

Черты и приметы разговорной речи

Особенности разговорной речи связаны, прежде всего, с ее сферой употребления:

  • Если говорить об устной форме, то такая речь используется, в первую очередь, в диалогах – в разговорах двух и более человек. Также она может быть применима в монологах, обращенных говорящим к самому себе.

  • Разговорная речь – речь спонтанная. К общению говорящий, как правило, не готовится специально, не продумывает наперед свои реплики. Они произносятся в зависимости от того, что и как отвечает ему собеседник или собеседники. Если даже разговор намечен заранее, он характеризуется большой степенью импровизации. В этом плане коренное отличие устной разговорной речи от, например, письменной. В письме, так или иначе, присутствует элемент предварительной подготовки, отбора языковых средств, более тщательная формулировка мыслей.

  • Разговорную речь, как правило, используют в неофициальной обстановке, при неформальном, непринужденном общении. В этом важное отличие от устного официально-делового разговора, например, беседы начальника с подчиненным или выступления с научным докладом, лекцией.

  • Разговорная речь как таковая требует обязательного участия в разговоре. Это могут быть отдельные реплики, сопровождающие монологическую речь собеседника.

  • Ситуативность также является отличительной чертой разговорной речи. Т.е. в зависимости от ситуации общения, от темы разговоров, информационно-смысловой нагрузки, эмоционального состояния собеседников, уровня их интеллектуального и духовного развития, профессиональной сферы и сферы интересов будет определяться и содержательная сторона общения, и лексико-стилистические, грамматические средства выражения.

  • Активное использование различных невербальных средств общения – мимики, жестов, смеха, интонации. Т.к. одна из важнейших задач разговорной речи – понимание, эти средства делают общение более доступным, выразительным, облегчают понимание его смысловой направленности.

  • Для разговорной речи характерно использование эмоционально окрашенной оценочной лексики, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами или со значением преувеличения, междометий, неполных или усеченных предложений, редуцирование гласных звуков, тавтология, прерывный синтаксис высказываний и др.

Речевая культура и разговорная речь

Хотя разговорную речь отличают стилистическая непринужденность и даже некоторая небрежность, чем выше образовательный, интеллектуальный уровень собеседников, тем больше их речь соответствует языковым нормам. Культура разговорной речи напрямую связана с общей культурой личности.

Так, людей из «неблагополучных» социальных групп отличает небогатый словарный запас, употребление лексики просторечного и бранного характера, неправильная постановка ударений в словах, ошибки в произношении или использовании слов, лексическое значение которых совершенно не соответствует ситуации общения. Грамматические, фонетические и синтаксические ошибки (неправильное применение падежных форм, искажение звуковой оболочки слова, неверное построение предложений), использование междометий вместо полноценного слова свойственны данной говорящей группе.

У людей, занятых интеллектуальным трудом, в разговорной речи преобладает или часто встречается лексика отвлеченного характера, точное, правильное употребление слов в соответствии с их лексическим значением и ситуацией общения. Их речь приближается к книжной по образности, лексическому богатству, грамматической и синтаксической грамотности. Однако и тут возможно использование бранных слов и выражений.

На характер и содержание разговорной речи свой отпечаток накладывает профессиональная среда говорящих людей. Так называемые «профессионализмы» занимают значительную часть словарного запаса человека.

Комментарии