:Есенин: Русь советская - поэтический образ Родины
В 1924 году Есенин после долгого отсутствия посетил родное село Константиново. То, что он там увидел, потрясло поэта. Революция кардинально изменила привычный ему уклад, уничтожив многое из того, что было дорого Есенину.
В стихотворении «Русь советская» поэт выразил свои переживания и разочарование от увиденного. Образ родины в произведении резко контрастирует с тем, каким Есенин всегда его представлял.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
Неузнаваемая родная деревня
Вернувшись в родное село Константиново в 1924 году после долгого отсутствия, Сергей Есенин был поражен переменами, произошедшими в деревне после революции. Среди односельчан поэт практически не обнаружил знакомых ему людей. «Но некому мне шляпой поклониться, ни в чьих глазах не нахожу приюта», - пишет он. Родной дом Есенина оказался сожженным, превратившись в груду золы. Но никто из прохожих не узнал в приезжем знаменитого земляка, посвятившего множество стихов простым крестьянам.
«Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый, Бог весть с какой далекой стороны», - с горечью констатирует поэт. Он понимает, что все эти годы жил в иллюзиях, полагая, что его творчество близко и понятно деревенским жителям. Но теперь Есенин чувствует себя чужаком на родине. Его родное Константиново будет известно лишь тем, что здесь родился «скандальный российский пиит». Но никто не вспомнит, как он любил эти места и воспевал красоту русской природы.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют. (Русь советская)
Деревня, некогда близкая сердцу поэта, теперь превратилась для него в чуждое пространство с непонятными людьми. Тополя и клены, внимающие байкам красноармейца, кажутся Есенину унылой карикатурой на прежнюю гармоничную жизнь села. Возвращение на родину обернулось для поэта горьким разочарованием.
Языковые изменения и упадок культуры
Возвращение в родное село показало Есенину, как сильно изменился язык его земляков под влиянием революции. «Язык сограждан стал мне как чужой, в своей стране я словно иностранец», - пишет поэт. Простой и образный русский язык деревни, который Есенин впитал с детства, теперь был вытеснен грубой, корявой речью пролетариата.
Стихотворение передает впечатление от разговора крестьян, обсуждающих свою «жись».
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают "жись".
Но за этими словами - думы поэта о новом поколении, о новой России
На смену церковным праздникам пришли советские демонстрации с рифмованными лозунгами Демьяна Бедного. Есенин называет их «корявыми речами» и «агитками», которые «веселым криком оглашают дол». Таким образом, поэт констатирует появление нового языка и культурной традиции под влиянием революции.
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Кажется, что Есенин разочарован:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. (Русь советская. Есенин)
Конфликт идеалов и советской реальности
Возвращение в родное село обнажило для Есенина конфликт между его представлениями о революции и ее конкретным воплощением. Поэт искренне верил, что октябрьские перемены принесут освобождение и счастье простому народу. Он воспринял революцию с энтузиазмом и посвятил ей множество стихов.
Однако увиденная в родном селе реальность жестоко развеяла иллюзии Есенина. Он не узнает односельчан, чувствует отчуждение от них.
Но тем не менее, у него хватает духовных сил понять нарождающуюся Россию и такие строки посвятить:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Сохранение верности своим идеалам
Несмотря на горькое разочарование, Есенин в финале стихотворения подтверждает верность своим идеалам. Он говорит: «приемлю все, как есть все принимаю». Поэт готов смириться с новой властью и переменами в обществе. Он не призывает открыто бороться с советской системой.
Вместе с тем Есенин отмечает: «но только лиры милой не отдам». Этим он подчеркивает, что не изменит своим творческим принципам и будет по-прежнему воспевать в стихах образ исконной, традиционной Руси. Поэт сохраняет верность не столько конкретному социальному строю, сколько вечным национальным идеалам.
Цветите, юные!
И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Таким образом, в финале стихотворения Есенин примиряется с советской действительностью, но не поступается собственными убеждениями. Он готов терпеть новый порядок, но будет по-прежнему в своем творчестве отстаивать важные для него ценности. Это свидетельствует о мудрости и гражданском мужестве поэта.