Из копилки народного творчества: самодельные вездеходы

Территория бывшего СССР занимала одну шестую часть суши, а это означает, что не во всех ее уголках была возможность построить хорошие дороги. Неосвоенные просторы Крайнего Севера, таежные тропы, болотистые равнины Тюмени, бесконечные степи средней полосы – все это места, которые становятся непроходимыми в осенне-зимний период. Здесь нет дорог, а только направления. Традиционно для передвижения по труднопроходимым районам использовали гусеничный транспорт или авиацию.

Для жителей отдаленных деревень совершенно не случаен интерес к любой технике, которая способна преодолевать бездорожье. Правда, автомобильная промышленность мало что могла предложить, особенно если требовался вездеход небольших размеров, экономный и к тому же недорогой. Теоретически существует возможность приобрести импортный, но вряд ли простому сельскому жителю это по карману. Единственный способ – изобрести и построить нужную машину самому – из подручных средств. Так и изготавливают самодельные вездеходы, исходя из возможностей и используя все доступные детали. А на отсутствие смекалки наши люди никогда не жаловались.

История изобретения

Основная масса всевозможной вездеходной техники появилась в послевоенное время. Вездеходы делали на гусеничном ходу, лыжно-гусеничном, но наиболее перспективными оказались модели вездеходов на пневматиках (колесах большого диаметра с внутренним давлением до половины атмосферы). Такие колеса позволяли машине не проваливаться в сугробы, уверенно передвигаться по размытым глинистым грунтам и даже преодолевать болотистую местность.

Одним из первых «домашних» вездеходов стал каракат – мотоцикл, поставленный на шины от грузовика. Самодельные вездеходы, собранные умельцами на севере нашей страны, были очень удобными для зимней рыбалки, поскольку легко преодолевали и снежные заносы, а угодив в полынью, не тонули. Для того чтобы камера при накачивании не становилась похожей на пончик, ее опоясывали ремнями, которые, кстати, стали отличными грунтозацепами, предотвращая пробуксовки. Однако утепляться для поездки на таком «чуде» нужно было основательно. Поэтому многие дальнейшие разработки собирались на основе кузовов от легковых машин или УАЗиков.

К слову, американские и канадские конструкторы также вели аналогичные разработки. Например, вездеход на пневмокатах с оригинальным двигателем предлагала американская компания «Локхид». Вместо колес в этой модели - три пневмоката, для крепления которых использовались радиальные кронштейны с углом соединения 120 градусов.

Конструктивные отличия вездеходов

Колесные самодельные вездеходы могут иметь один мост (трехколесные), при схеме 4 х 4 – два, а при схеме 6 х 6 – три. На американских и канадских вездеходах встречаются схемы 8 х 8.

Одной из конструктивных особенностей пневмокатов является шарнирно-сочлененная рама. Такая конструкция делает возможным каждому колесу принимать свое положение безотносительно соседнего под разными углами (в допустимых пределах). Такая рама имеет название «ломающаяся» и выполняет две функции: увеличивает проходимость и снижает вероятность переворачивания или опрокидывания вездехода. Такие рамы могут быть сварены из уголков, швеллеров, труб всевозможных размеров и сечений.

Вездеходы самодельные больших и средних размеров оборудуются, как правило, дизельными двигателями, а карбюраторные чаще применяют на пневмокатах для индивидуальных целей – поездок в лес, на рыбалку и охоту.

Самодельные вездеходы на шинах низкого давления

Какая только техника ни была использована умельцами-самоучками для создания вездеходов: мотоциклы, лодки, мопеды, грузовики, легковые автомобили и даже сломанные тракторы. Наиболее непритязательная конструкция состоит из мотоблока, самодельной рамы и шин низкого давления, перетянутых ремнями. У трехколесных моделей главным недостатком можно считать отсутствие полного привода.

Создание такого вездехода не требует множества сложных деталей, он проще в сборке и легче по весу, а двигатель от мотоблока, косилки или мотоцикла значительно дешевле автомобильного. Поскольку уровень комфорта водителя на раме без кабины нулевой, то чаще всего ставят самостоятельно сваренную кабину, которую либо утепляют, либо ставят обогреватель.

Отличным примером конструкторской мысли является детище петербуржского инженера А. Гаргашьяна – вездеход «Чебуратор». Первую свою модель конструктор оснастил двигателем от «Оки», коробкой от «Нивы», а мосты были использованы УАЗовские. Такой гибрид по грунтовке мог передвигаться со скоростью до 60 километров и перемещать 300 килограммов груза. Вездеход был опробован на бездорожье различной сложности и показал неплохие результаты.

С чего начать?

Для начала следует решить, для чего вам нужен вездеход и какому типу (гусеничному или пневмокату) вы отдаете предпочтение. Ведь полет творческой мысли может быть ограничен не только наличием подходящих деталей, но и опытом работы с различными механизмами. Следующим этапом создания концепции будущей машины идет принятие решения об условиях эксплуатации, грузоподъемности и, естественно, вместимости (сколько человек смогут на нем ехать). Зная исходные требования, можно приступать к созданию схемы с компоновкой и размещением всех узлов и агрегатов, планированием мест для водителя и пассажиров, а также грузового отсека. Если есть возможность пользоваться Интернет-ресурсами, то стоит посмотреть соответствующие форумы, где мастера-самоделкины выкладывают фото, схемы, делятся проблемами и опытом.

Как выбирать двигатель?

Не каждый двигатель годится для установки на самодельные вездеходы, поскольку основное требование – принудительное охлаждение. Если используется мотоциклетный движок, то требуется установка специального кожуха, который обеспечит постоянный приток воздуха. Во-вторых, нужен мотор с запасом мощности на случай экстремальных ситуаций. Круглогодичной эксплуатации больше отвечают четырехтактные двигатели, которые легче запустить при сильном холоде.

С увеличением на нашем рынке количества китайской техники в ход пошли двигатели от мотоблоков китайского производства по японским лицензиям. Эти агрегаты неприхотливы, надежны и имеют приемлемую цену и достаточную мощность.

Где зарегистрировать самоделку?

Самодельные транспортные средства следует регистрировать в Гостехнадзоре, который не имеет права отказать в такой регистрации при наличии Сертификата соответствия.

Процедура сертификации проходит следующим образом. Первый шаг - написание ТУ на изготовленное самодельное транспортное средство. Второй - обращение в местный орган по сертификации, который отправляет изобретателя (и его изделие) на сертификационные испытания. Третий – пройти испытания и получить Сертификат соответствия, с которым направиться в Гостехнадзор.

Гостехнадзор должен зарегистрировать самоделку и выдать паспорт самоходной машины (ПСМ), по которому она ставится на учет в органах автоинспекции. Удачи!

Комментарии