Перифраз, примеры: обобщенные фразы-заменители

Перифраз – распространенный художественный прием, помогающий сделать речь более образной и яркой. С его помощью авторы избегают нежелательных повторов, заменяя слова или выражения близкими по смыслу, но более эмоциональными, поэтичными оборотами.

Перифраз широко применяется в литературе, публицистике, рекламе, СМИ. Благодаря интересной форме, он привлекает внимание аудитории к фактам и персонажам, создает яркие образы в воображении, формирует новые ассоциативные связи.

Виды и классификация перифразов

Перифраз можно классифицировать по разным признакам. Например, по частоте употребления выделяют перифразы, которые используются в повседневной речи («сильный пол», «слабый пол»), и перифразы, характерные для публицистики и научных текстов («страна восходящего солнца», «черное золото»).

По образности различают образные перифразы, создающие яркий художественный образ («солнце русской поэзии»), и логические, несущие конкретную информацию («автор «Евгения Онегина»).

По авторству выделяют перифразы, введенные в оборот конкретными людьми. Например, «Медный всадник» Пушкина стал общеупотребительным названием памятника Петру I в Санкт-Петербурге.

Использование перифраза в литературных произведениях

Перифраз — примеры из литературы. Перифраз широко используется в художественной литературе для придания тексту образности и поэтичности, а также для избежания неоправданных повторов. Например, вместо многократного упоминания имени «Пушкин» автор может использовать такие перифразы, как «солнце русской поэзии», «великий национальный поэт».

В поэме «Медный всадник» Пушкин заменяет прямое упоминание памятника Петру I в Санкт-Петербурге на перифраз «Медный всадник». Этот образный оборот настолько прижился, что сейчас именно так чаще всего называют данный монумент.

М.Ю. Лермонтов в «Смерти поэта», посвященной гибели Пушкина на дуэли, ни разу не упоминает его по имени, заменяя его такими перифразами, как «раб чести беспощадной», «гордый внук славян», «певец любви, свободы и печали».

Перифраз как инструмент рекламы и СМИ

В рекламных текстах и заголовках СМИ перифраз играет важную роль. Он позволяет привлечь внимание аудитории к рекламируемому товару или освещаемой теме. Кроме того, запоминающийся образный перифраз способен заменить собой бренд или название, становясь узнаваемым синонимом.

Например, слоган компании Mars «радость в каждой плитке» является ярким перифразом, подчеркивающим ключевые эмоции, которые испытывает потребитель, поедая шоколадки этой марки. Фраза «голубое топливо» стала расхожим образным обозначением природного газа, а «черное золото» — нефти.

В заголовках СМИ также активно используются перифразы. Они привлекают читателя яркостью и необычностью, побуждая прочитать статью. «Стальное полотно» вместо «железная дорога», «люди в белых халатах» вместо «врачи» — такие обороты оживляют медиатекст.

Роль перифраза в разговорной речи

Перифраз — примеры. В повседневном общении перифразы тоже находят широкое применение. Они позволяют разнообразить речь, сделать ее более яркой и запоминающейся. Кроме того, использование устойчивых перифраз в разговоре свидетельствует об образованности и начитанности человека.

Такие распространенные в речи перифразы, как «братья наши меньшие» (о животных), «второй хлеб» (картофель), «корабль пустыни» (верблюд) делают общение более красочным. Меткие индивидуальные перифразы позволяют образно охарактеризовать собеседника или речь другого человека: «мастер красноречия», «словесный водопад».

Уместное использование известных перифраз при общении в узком кругу единомышленников (например, «вождь мирового пролетариата» вместо Ленина) также свидетельствует об эрудиции говорящего и сплачивает собеседников.

Комментарии