ТРИЗ-технологии в детском саду: преимущества инновационной методики

Современные родители и педагоги ищут новые эффективные методики для всестороннего развития детей. Одним из таких инновационных подходов являются ТРИЗ-технологии в детском саду. Эта образовательная система позволяет вырастить не просто умного ребенка, а настоящего творца, способного решать сложные задачи и мыслить креативно.

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Это наука о творческом мышлении и поиске оптимальных решений, разработанная советским ученым Генрихом Альтшуллером.

Как ТРИЗ развивает детей

ТРИЗ является эффективной технологией интеллектуального развития детей в детском саду. Основатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер разработал теорию как раз для того, чтобы научить детей мыслить творчески и находить оптимальные решения.

Занятия по ТРИЗ в детском саду проходят в игровой форме. Это позволяет активно вовлекать детей в процесс обучения, удерживать их внимание и интерес. Воспитатель ставит перед дошкольниками увлекательные проблемные ситуации и вопросы, предлагает поискать необычные решения.

На занятиях по ТРИЗ дети учатся видеть противоречия, анализировать связи между предметами и явлениями, находить нестандартные решения. Это способствует развитию системного и творческого мышления.

Одна из главных задач ТРИЗ - научить ребенка переносить полученные знания и навыки в реальную жизнь. Например, дошкольник, потеряв дома какую-то важную для него вещь, сможет вспомнить алгоритм ТРИЗ и найти нестандартный способ решения проблемы вместо того, чтобы расстраиваться или плакать.

ТРИЗ развивает у детей гибкость и оригинальность мышления, умение находить неочевидные решения в любой нестандартной ситуации. Эти навыки очень пригодятся в дальнейшей взрослой жизни - как в профессиональной деятельности, так и для решения бытовых и межличностных проблем.

Еще один важный аспект, который развивает ТРИЗ у дошкольников, - это воображение и фантазия. Чем больше творческих задач решит ребенок с помощью этой технологии, тем ярче будет его фантазия, тем больше нестандартных идей он сможет генерировать.

Помимо этого, ТРИЗ учит детей видеть скрытые связи и аналогии между разными объектами, понятиями, явлениями. Это также важно для формирования системного мышления и способности применять уже имеющиеся знания для решения новых задач, переносить опыт в другие сферы деятельности.

Примеры занятий ТРИЗ в детском саду

Одним из популярных методов ТРИЗ в работе с дошкольниками являются различные игры и игровые упражнения, которые не только развивают детей, но и доставляют им удовольствие.

Одна из таких игр называется «Маша-растеряша». В ней воспитатель или ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо предмета (например, ложки, карандаша, ножа), объявляет группе, что «Маша потеряла этот предмет» и предлагает придумать, чем можно заменить данный предмет или как без него обойтись.

Эта игра учит детей видеть нестандартные способы решения проблем, расширяет их кругозор и развивает творческое воображение. Например, если Маша потеряла нож, ребята могут предложить нарезать хлеб руками, разломить его, использовать для этого другие предметы вроде линейки, лески от воздушного шара.

Другая популярная ТРИЗ-игра в детском саду называется «Теремок». В ней участвуют несколько детей с карточками, на которых изображены различные предметы или явления. Один ребенок выполняет роль «хозяина теремка», а остальные по очереди подходят к нему с просьбой впустить в «домик».

Условие «хозяина теремка» пропустить «гостя» такое: тот должен назвать несколько общих признаков между изображением на своей карточке и карточкой «хозяина». Это могут быть общие детали, материал, назначение, происхождение и т.д. Например, между гитарой и удочкой это наличие струн, деревянных частей, использование руками и т.п.

Подобные игры учат детей анализировать, сопоставлять объекты между собой, находить неочевидные аналогии. Это способствует развитию гибкости мышления, умению применять уже имеющиеся знания в новых условиях.

Еще один типичный для ТРИЗ прием в работе с дошкольниками — постановка противоречивых, на первый взгляд абсурдных, задач и ситуаций, которые необходимо решить. Например: как сделать горячую чашку холодной или как загнать слона в холодильник? Предлагая детям подумать и найти решение таких парадоксальных задач, педагог стимулирует их творческое мышление и воображение.

Решать подобные задачи дошкольники могут как индивидуально, так и коллективно. Обсуждая разные идеи в группе, ребята учатся слышать и понимать друг друга, рассматривать ситуацию под разными углами, выбирать наиболее оптимальный вариант.

Игры и упражнения ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ-технологии широко используют игровые методы для развития дошкольников. Игры позволяют активно вовлекать детей в образовательный процесс, поддерживать высокую мотивацию и интерес к занятиям.

Одна из популярных игр - "Фантастическое животное". Воспитатель предлагает детям нарисовать животное с необычными, фантастическими свойствами. Например, у зайца длинная шея как у жирафа, а у бабочки 8 крыльев. Это стимулирует воображение и творчество дошкольников.

В игре "Что общего?" дети по очереди вытягивают карточки с изображением разных предметов или явлений и ищут между ними общие черты. Умение видеть скрытые аналогии, связи между на первый взгляд непохожими вещами - важный навык системного мышления.

Еще одна полезная игра - "Волшебная палочка". Воспитатель описывает проблемную ситуацию, например: как достать мяч с высокого дерева? А затем "волшебной палочкой" наделяет предмет каким-то фантастическим свойством - дерево стало резиновым и гнется к земле. Задача детей - фантазировать и предлагать решения с учетом нового условия.

Такие игры и упражнения по ТРИЗ активизируют творческое мышление дошкольников, помогают им преодолевать стереотипы и шаблоны, увидеть неожиданные решения привычных проблем.

Эффективны в работе с детьми также ТРИЗ-задачи с готовыми решениями, которые кажутся странными или абсурдными. Например: для того, чтобы сломанный карандаш опять писал, его нужно положить в стакан с водой. Задача детей - объяснить, как такое может быть. Это развивает любознательность и познавательную активность.

Очень нравится дошкольникам придумывать фантастические истории и сказки по заданному воспитателем условию или началу сюжета. Например, что будет, если муравьи станут большими как слоны? Или какие необычные приключения могут произойти у зайца, которому подарили волшебную морковку?

Такие творческие ТРИЗ-игры и упражнения развивают у дошкольников воображение, образное и логическое мышление, умение системно подходить к анализу ситуаций и поиску решений. А главное - доставляют детям радость и положительные эмоции!

Этапы решения задач по ТРИЗ

В ТРИЗ существует определенный алгоритм для решения изобретательских задач. Его поэтапное применение позволяет находить наиболее эффективные и нестандартные решения проблем.

Первый этап при работе над задачей по ТРИЗ - четко сформулировать условие и определить, в чем заключается противоречие. Например, нужно сделать легкий, но вместе с тем теплоизолирующий материал для одежды. Тут мы сталкиваемся со следующим противоречием: легкие ткани плохо сохраняют тепло.

Следующий шаг - выделение в задаче объекта изобретения, то есть предмета или явления, которые нужно как-то усовершенствовать, чтобы преодолеть исходное противоречие. В нашем примере - это одежда, ее свойства.

После этого применяют специальные инструменты ТРИЗ для активизации поиска нестандартных идей. Например, метод "системный оператор", с помощью которого объект рассматривают как часть некой системы и видоизменяют.

Также используют различные приемы разрешения технических и физических противоречий в задаче. Скажем, для нашей одежды это может быть применение нового композитного утеплителя на основе алюминиевой фольги и вспененного полиэтилена.

Еще один мощный инструмент в ТРИЗ - база данных эффектов и физических, химических и геометрических законов, которые можно использовать при решении задачи. Они подсказывают неожиданные аналогии, идеи из смежных областей.

На финальном этапе из всего множества идей выбирают наиболее оптимальную - ту, которая полностью разрешает исходное противоречие задачи и требует минимум затрат на реализацию. В нашем случае, возможно, композитный утеплитель окажется лучшим решением.

Таков классический алгоритм решения изобретательских задач по ТРИЗ. Его пошаговое применение с использованием инструментов активизации творческого мышления позволяет генерировать по-настоящему инновационные идеи.

ТРИЗ развивает фантазию и воображение

Одна из ключевых задач ТРИЗ в работе с дошкольниками - развитие таких важнейших творческих способностей, как воображение и фантазия. Без этих способностей невозможно научить ребенка мыслить по-настоящему нестандартно и находить неочевидные решения проблем.

В ТРИЗ существует много интересных игр и упражнений, направленных как раз на стимулирование детской фантазии. Одно из таких упражнений - "Фантастическое животное". Детям предлагают придумать и нарисовать животное с необычными, фантастическими свойствами.

Например, это может быть зайчик с большими крыльями за спиной или бабочка с 8 лапками и хоботком как у слона. Подобные задания очень нравятся дошкольникам, позволяя проявить всю силу их творческой фантазии без всяких ограничений.

Другое интересное упражнение - "Сочини сказку". Воспитатель предлагает детям придумать необычную сказочную историю по заданным странным условиям. Скажем, какие приключения могут произойти у зайца, у которого вместо лап карандаши? Или что будет, если волк и лиса подружатся?

Подобные творческие задачи на развитие фантазии и воображения стимулируют детей отходить от привычных шаблонов и стереотипов, генерировать совершенно уникальные идеи, находить нестандартные повороты сюжета.

Не менее увлекательно проходит сочинение необычных загадок и вопросов по ТРИЗ. Например: какого цвета снег? Или что случится, если велосипед научиться летать? Обдумывая такие вопросы, дошкольники учатся мыслить оригинально и парадоксально.

Все эти игры и упражнения ТРИЗ раскрывают творческий потенциал детей, позволяют проявить богатство фантазии, научиться преодолевать мыслительные барьеры и стереотипы, что весьма ценно как для дошкольников, так и для взрослых.

ТРИЗ учит находить аналогии

Одним из важнейших навыков, которому обучает ТРИЗ в детском саду, является умение находить аналогии, устанавливать неочевидные связи между различными объектами и явлениями. Без этой способности невозможно научиться мыслить по-настоящему творчески и системно.

В ТРИЗ существует множество упражнений и игр, развивающих умение видеть скрытые аналогии. Одна из самых известных - игра "Что общего?". В ней дети по очереди вытягивают карточки с изображением двух предметов или явлений и должны найти, чем эти предметы похожи.

Например, ребенку достается карточка, на которой нарисованы яблоко и воздушный шар. С первого взгляда, не так уж много общего между этими объектами. Но если подумать творчески, можно найти следующие аналогии: и то и другое круглое, способно лететь или падать с высоты, сделано из органических материалов и т.д.

Чем больше необычных аналогий сможет найти ребенок, тем лучше это для развития его системного мышления и творческих способностей. Поиск аналогий заставляет по-новому взглянуть на знакомые предметы, найти в них нечто такое, на что раньше не обращали внимания.

Еще одно полезное упражнение для развития этого навыка - "Отгадай загадку". Воспитатель или дети по очереди загадывают загадки, основанные не на прямом описании предмета, а на аналогии, сравнении его с чем-то другим. К примеру: "Белая трава, кусаешь - сладкая" (сахар). Разгадывая такие загадки, дошкольники тренируют способность к ассоциативному мышлению.

Используется в ТРИЗ и прием "хитрого ответа" - когда детям задают, казалось бы, однозначный вопрос, на который есть только один очевидный ответ, а затем этот ответ подвергается сомнению и выявляются скрытые альтернативные варианты.

Например: "Какого цвета снег?" - Белый. "А если это будет лимонный снег? Или розовый?" И здесь ребенок начинает фантазировать, представлять снег разных необычных цветов. Так он учится расширять рамки стандартного мышления.

Как учить ТРИЗ: советы педагогам и родителям

Чтобы эффективно применять ТРИЗ-технологии в детском саду, педагогам и родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать обучение ТРИЗ с дошкольного возраста. В этом возрасте у ребенка активно развивается мышление, он легко усваивает новую информацию. Поэтому занятия ТРИЗ будут максимально эффективны.
  2. Использовать игровые формы обучения. ТРИЗ не должно быть скучной обязанностью. Ребенку нужно предлагать увлекательные задачи, загадки, превращая обучение в увлекательную игру.
  3. Постепенно усложнять задачи. Начинать нужно с простых бытовых задачек, постепенно переходя к более сложным проблемам, требующим нестандартных решений.

Для успешного обучения ТРИЗ педагоги детского сада должны:

  • Пройти курсы повышения квалификации по ТРИЗ-технологиям, чтобы грамотно выстраивать занятия.
  • Знакомить детей с основными понятиями ТРИЗ: противоречия, ресурсы, идеальный конечный результат и т.д.
  • Уделять внимание как решению технических задач, так и творческих, гуманитарных.
  • Поощрять детскую инициативу, давать возможность предлагать свои нестандартные решения.

Родителям, чтобы поддержать ребенка, рекомендуется:

  1. Интересоваться занятиями ребенка по ТРИЗ, обсуждать с ним полученные знания.
  2. Поощрять стремление ребенка к познанию нового, решению нестандартных задач.
  3. Предлагать ребенку посильные задачи дома, например: придумать новое применение известным предметам.

Если педагоги и родители будут следовать этим советам, применение ТРИЗ-технологий в детском саду будет максимально эффективным. Ребенок получит навыки системного мышления, научится нестандартно мыслить и решать сложные проблемы.

Комментарии
полностью согласен, преподавание с детского сада нужно менять и относится к воспитанникам не как к детям а как к уже будущим специалистам а специалист не может ошибаться нужно только помочь и обдумывать вместе с ним его действия и довести решение проблемы до хорошего результата и т, д,