Жесты регулировщика: основные позиции и расшифровка

В недавние времена, когда светофоры были установлены на редких перекрестках, да и те периодически выходили из строя, присутствие регулировщика на дорогах воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Постепенно картина менялась, техническая оснащенность совершенствовалась, и казалось, что наступило то время, когда трехцветные регуляторы движения окончательно вытеснили человека с жезлом в руках с оживленных перекрестков. Как знать, как знать... Но пока этого не произошло, жесты регулировщика все же лучше помнить.

В каких случаях велика вероятность увидеть регулировщика на перекрестке

Одна из основных причин появления полицейского на перекрестке – неисправность светофора. Какой бы новой и совершенной ни была техническая оснащенность регулирующих движение установок, причины, по которым они время от времени выходят из строя, могут быть самые различные. Это и дорожно-транспортные происшествия, когда пострадавшим становится сам светофор, и стихийные бедствия, да мало ли что может случиться. Его могут намеренно повредить неблагонадежные граждане. Это наиболее распространенные случаи выхода из строя светофора. Также встречаются неординарные поломки, но они носят индивидуальный характер.

Итак, появление регулировщика на перекрестке может быть следствием серьезного дорожно-транспортного происшествия, при котором продолжать движение по сигналу светофора нет никакой возможности. В отдельных случаях, когда возникает необходимость создать на сложных магистральных пересечениях особый режим движения (во время проведения спортивных или культурных мероприятий, проезда кортежа иностранной делегации или автопоезда с грузом повышенной опасности) регулировщик также занимает положенное ему место на перекрестке. Водителям, попавшим в этот период на подконтрольные инспекторами ГИБДД участки дорог, следует забыть о светофорах и переключить внимание на жесты регулировщика.

Кто важнее: светофор или регулировщик?

Частенько автомобилистов, подзабывших правила дорожного движения, вводит в замешательство присутствие регулировщика при исправном светофоре. Что делать и кого "слушаться"? Чтобы избежать подобных конфузных ситуаций (а многие из них заканчиваются штрафами), необходимо знать, что гласят по этому поводу правила от 2013 года.

В них четко сказано, что приоритетным указателем направления движения является регулировщик на проблемном участке дороги. Он же обеспечивает и порядок на нем. Значит, даже при работающем светофоре водителям следует реагировать только на жесты регулировщика. Незнание правил может привести не только к аварии, но и к лишению водительских прав. Особенно если кто-то из автомобилистов проявит неосмотрительность и вступит с инспектором ГИБДД в пререкания по поводу правил, обнаружив тем самым свое преступное невежество.

Жесты регулировщика как сигнал к действию

От расторопности инспектора дорожного движения и его умения мгновенно реагировать на ситуацию, зависит безопасность на трассах. Это аксиома. Появление человека в форме с полосатым жезлом в руке должно внимательных водителей сделать особо бдительными – рядом может двигаться автолюбитель, которому затруднительно понять основные жесты регулировщика и их значение. В этом случае необходимо не только следить за сигналами полицейского, но и держать в поле зрения поведение других автовладельцев. Не исключена вероятность, что кто-то среагирует на сигналы неправильно, и дорожно-транспортного происшествия в этом случае не избежать.

Простые жесты регулировщика движения

Рассмотрим несложные жесты регулировщика на перекрестке, такие как поднятая вверх рука, вытянутые в стороны или опущенные вдоль тела обе руки. Эти сигналы не требуют мгновенной оценки ситуации, так как толкования носят весьма простые. Поднятая вверх рука означает запрет на движение любых транспортных средств, кроме тех, что в момент сигнала уже находились на перекрестке. Им необходимо закончить маневр, а остальным остается ждать разрешения полицейского. Руки, вытянутые в стороны или опущенные вдоль тела, служат сигналом для тех, кто находится за спиной полицейского или перед его лицом, что ехать нельзя. Тем же, кто движется с боков по отношению к регулировщику, можно продолжать движение прямо и направо. Пешеходам следует поспешить перейти дорогу. Трамваи могут ехать только прямо.

Руки вверх, или Как правильно реагировать на жесты?

Более детально следует разобрать те жесты регулировщика и их значение, которые могут запутать неопытных автовладельцев. Например, что означает вытянутая вперед правая рука? Сразу необходимо отметить, что расшифровка любого сигнала зависит от положения водителя к корпусу полицейского. В данном случае регулировщик, стоящий с поднятой правой рукой лицом к водителю, дает ему разрешение двигаться исключительно направо. То же самое касается и трамваев. Пешеходам необходимо ждать. Движение автотранспортных средств со стороны спины или правого бока запрещено. Но пешеходам со спины регулировщика переходить дорогу можно. Если автомобиль движется с левого бока полицейского, ему можно выбирать любое направление. Здесь ограничения касаются только трамваев, для них разрешено движение лишь в одном направлении – налево.

Ход влево, ход вправо

Схема жестов регулировщика не составляет особой сложности для водителя внимательного и смышленого. А вот тем, кто теряется в самой простой ситуации с использованием правил ориентирования, необходимо заучивать принципы подачи сигналов более досконально.

В первую очередь необходимо запомнить, что руки регулировщика – своеобразные шлагбаумы, к которым все мы привыкли, наблюдая практически у каждого железнодорожного переезда. А его спина – своеобразный красный сигнал светофора, на который может быть только одна реакция – полная остановка движения. Двигаться вдоль регулировщика можно исключительно с двух направлений на четырехстороннем перекрестке. Итак, спина – два направления движения – руки. Вот, пожалуй, те первые уроки, которые необходимо заучить, а дальше будет проще.

Нехитрые приемы запоминания сигналов регулировщика

Автомобилисты придумали немало уловок, как запомнить жесты регулировщика. Одна из них звучит так: выезжать и заезжать можно только через рукав; сквозь спину и грудь – не проехать. Если разобрать эту шутку и сопоставить с тем, что гласят правила, окажется, что шутка отражает истину, и к ней нужно отнестись со всей серьезностью. При хорошей зрительной памяти можно сделать себе памятку в картинках, в которой со всех позиций будут зафиксированы действия водителя по отношению к тому, как расположен корпус регулировщика в той или иной ситуации. Частый просмотр памятки, а по возможности и сопоставление ситуаций, изображенных в ней, с реальной обстановкой на дороге станет отличным тренингом для водителя.

От видеоурока до практики

Но если визуальный тренинг по памятке не помогает запомнить основные сигналы полицейского, следует начинать все с самого начала. В правилах дорожного движения детально прописаны все существующие жесты регулировщика. Случаи, когда после получения водительского удостоверения обо всем, чему учились, забывают сразу и надолго, встречаются довольно часто. Эту ошибку необходимо срочно устранять, повторив правила или пройдя занятия по видеоурокам, которые легко можно найти в интернете. А если еще не воспринимать регулировщика как злого служащего, способного лишь создавать проблемы, а помнить, что полицейский на дороге – первый помощник, жесты регулировщика ПДД станет гораздо легче понимать.

Комментарии