На какие вопросы отвечает местоимение? Вопросы местоимения

Местоимение – часть речи русского языка, которой в школьном курсе обучения уделяется много времени. И это понятно, ведь эта тема довольно обширна, а замена имен не является единственной функцией местоимения. И по этому поводу еще в девятнадцатом веке говорил Г. Павский: «Местоимение не заменяет имени, а лишь намекает и указывает на него».

На данный момент в русском языке мнения ученых о самостоятельности данного субъекта русского языка разделяются. Одни считают его полноправной и самостоятельной, а другие распределяют, относя к другим частям речи.

И хотя вопрос остается спорным, в школе тема «Местоимение» открывает детям независимую часть речи, которая лишь соответствует некоторым признакам существительных, числительных и прилагательных.

Определение

В школе учеников знакомят с этой составляющей русского языка, дав ей такое определение: "Местоимение – самостоятельна часть речи, которая может употребляться вместо имени существительного, прилагательного, наречия и числительного, определяет характеристики предмета, указывает на предмет или явление, изменяется по падежам и родам. Другими словами, указывает на предмет, но не называет его имени. В предложении может выступать в роли любого члена".

Например:

  • Я (подлежащее) хочу танцевать.
  • Это он (сказуемое).
  • Никита – мой (определение) сын.
  • Учительница вызвала его (дополнение) к доске.
  • До каких пор (слово «каких» в составе обстоятельства) все это продолжится?

Итак, для начала следует разобраться, на какие вопросы отвечает местоимение. Ответ на этот вопрос достаточно прост: какую часть речи заменяет, на те вопросы и отвечает.

Замена существительных

Местоимения-существительные отвечают на вопросы имени существительного.

Также они имеют род, соответствующий предмету, на который они указывают. Причем этот предмет может быть как одушевленным, так и неодушевленным, иметь единственное или множественное число. Кроме того, такие местоимения, вопросы которых "кто?" и "что?", могут изменяться в зависимости от того, в каком падеже употребляются в предложении. И если идет указание на предмет без его определения, то оно отвечает на вопросы "кто?", "что?" В устных высказываниях и на письме употребляют следующие заменяющие слова: "ты", "вы", "он", "она", "они", "кто-то", "что-то", "некто" или "нечто".

Склонение местоимения с признаками существительного по падежам
Им.п.онаонтыкто-то
Р.п.еееготебякого-то
Д.п.ейемутебекому-то

В.п.

еееготебякого-то
Тв.п.еюимтобойкем-то
Пр.п.о нейо немо тебе

о ком-то

Замена прилагательных

Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы указанной части речи, перенимая у нее все грамматические признаки. Как правило, в предложении при описании какого-либо явления или предмета используются такие заменяющие слова: "этакий", "чей-то", "самый", "ничей", "твой", "мой".

Например: "Мои (чьи?) цветы".

Так же как и местоимения с признаками существительного, прилагательные местоимения могут изменяться по родам, падежам и числам и описывать одушевленные и неодушевленные предметы и всевозможные явления.

Склонение местоимений с признаками прилагательного по падежам
Им.п.этакийсамыйтвоймой
Р.п.этакогосамоготвоегомоего
Д.п.этакомусамомутвоемумоему
В.п.этакогосамыйтвоймой
Тв.п.этакимсамымтвоиммоим
Пр.п.об этакомо самомо твоемо моем

Замена числительных

Достаточно часто в высказываниях местоимениями заменяют числительные. В этом случае эта часть речи отвечает на вопрос «сколько?» и указывает на неопределенное число: "много", "мало", "несколько".

Например: "Много (сколько?) ромашек и несколько (сколько?) роз".

Такие местоимения тоже изменяются по падежам, что в свою очередь увеличивает список вопросов, на которые оно может отвечать.

Склонение местоимений с признаками числительного по падежам
Им.п.стольконесколько
Р.п.столькихнескольких
Д.п.столькимнескольким
В.п.стольких, стольконескольких, несколько
Тв.п.столькиминесколькими
Пр.по столькихо нескольких

Личное местоимение

Первое знакомство детей с этой частью речи происходит примерно во втором классе, где отводится отдельная тема для частей речи, и по ней проводится урок русского языка. Местоимение, как правило, детям представляют словом «я», а в процессе обучения пополняют список.

Так как по грамматическим признакам местоимения не образуют единой группы, то относительно синтаксической роли и значению их делят на несколько разрядов. Одним из таких являются личные или, как их еще называют, указательные, это:

  • 1-е лицо – "я", "мы";
  • 2-е лицо – "ты", "вы";
  • 3-е лицо – "она", "они", "он", "оно".

Именно на этих местоимениях и заканчивается первое знакомство, а о других разрядах ученики узнают в старших классах.

У таких местоимений, как "я" и "ты", нет ни грамматического рода, ни множественного числа, а "мы" и "вы" употребляются в значении "я и еще кто-то" или "ты и еще кто-то". Для определения рода следует рассмотреть, на кого именно указывает автор высказывания.

В прошлые времена достаточно часто слово «мы» употреблялось в отношении одного человека для придания речи торжественности, сейчас же его применяют для ироничности. А вот слово «вы» до сих пор существует как форма вежливости.

Местоимения 3-го лица зачастую являются лично-указательными, а потому имеют категорию рода.

Возвратное местоимение

4 класс школьной программы русского языка предусматривает знакомство детей с таким разрядом местоимений, как возвратные, или дополняющие, местоимения. Они не имеют ни рода, ни числа, ни формы именительного падежа. Однако склоняется такое местоимение по типу слова «ты» и употребляется в предложении в качестве дополнения исключительно в косвенных падежах. Чтобы определить, на какие вопросы отвечает местоимение этого разряда, нужно разобраться с его падежом.

Притяжательное местоимение

Эта группа, так же как и личные местоимения, делится на три лица. Так, к первому относятся слова «мой», «наш», ко второму – «твой», «ваш», а третье лицо определяется словом «свой». Морфологические характеристики этой группы состоят в том, что они могут иметь и род, и число. Также они склоняются по падежам: «мой», «твой» и «свой» склоняются аналогично прилагательному «синий», а «наш», «ваш» - по типу слова «старший».

В винительном падеже во множественном числе такие местоимения, как правило, имеют двоякие формы. Для одушевленных существительных употребляют слова: "моих", "твоих", "ваших", "наших", "своих"; а для неодушевленных – "твои", "мои", "наши", "свои", "ваши".

Например: "Она увидела своих родственников. Он нашел свои книги".

Указательное местоимение

4 класс школьной программы предполагает знакомство детей и с этой группой местоимений: "тот", "этот", "такой", "таков", "столько", "сей", "эдакий", "оный". Все эти слова употребляются для указания на какой-то предмет, его признак или количество из числа однородных описаний. Многие из них могут внести в высказывание восклицание. Например: "Эдакий ты хитрец!"

Рассматривая указательные местоимения "тот" и "этот", легко определить, какой из них указывает на более близкий и далекий предмет или событие. Относительно морфологических особенностей эти слова могут употребляться в разной родовой форме и числе.

Местоимения "такой" или "таковой" чаще всего используются для указания на уже упомянутый предмет, его признак или действие. Эти слова также имеют формы рода и числа, а изменение по падежам производят по типу слова «тверской».

Вопросительно-относительные, отрицательные и неопределенные местоимения

Вопросы таких местоимений имеют много вариаций, и сами местоимения в предложении выступают в качестве вопросительных и относительных слов: "кто", "какой", "который", "что", "сколько", "чей". Например: "Кто там стучит? Что тебе надо?"

Морфологические особенности местоимений "кто" и "что" состоят в том, что они не имеют ни рода, ни числа. "Кто" в данном случае употребляется в отношении одушевленного предмета, а "что" - неодушевленного. Склонение слова "кто" производят по типу слов "это" и "этот", а "что" - по типу слова "весь". Исходя из изменения по падежам, можно понять, на какие вопросы отвечает местоимение.

От этой группы местоимений при помощи приставки "не-", которая пишется слитно, префикса "кое-", частиц "-то", "-либо", "-нибудь", которые пишутся через дефис, образуется другой ряд слов, которые относятся к неопределенному разряду. Это такие местоимения, как "некто", "нечто", "что-либо", "кто-либо", "что-то", "какой-то", "кто-нибудь", "кое-какой" и другие подобные сочетания. Некоторые из них могут указывать на одушевленность, другие имеют форму рода и числа. Местоимение "некто" всегда стоит только в именительном падеже и не склоняется.

От группы вопросительно-относительных местоимений при помощи частиц "ни" и "не" образуется еще одна группа, ее называют отрицательной. Какие вопросы у местоимения этого разряда? Ответ уже должен быть понятен: вопрос зависит от падежа. А вот правописанию здесь стоит уделить особое внимание. Итак, если отрицательная частица местоимения не разделена с ним предлогом, то слово пишется слитно. Например: "Некого винить. Никто не пришел. Делать было нечего".

Причем от поставленного ударения в этих местоимениях зависит не только смысл слова, но и частица, которую нужно употреблять.

В случае, если отрицательная частица отделена предлогом, то пишется она отдельно: "ни для кого", "не с кем" и так далее.

Определительные местоимения

Исходя из вышенаписанного, не трудно догадаться, на какие вопросы отвечает местоимение определительного характера. Это все те же вопросы падежей. Особенности склонения таких местоимений, как "сам", "самый", "весь", "всякий", "каждый" и "иной", заключаются лишь в разнице окончаний в винительном падеже относительно одушевленных и неодушевленных предметов.

Комментарии