Всё о падежах: косвенный падеж, прямой падеж, малоизвестные падежи
Первое научное определение падежа (по мнению В. А. Успенского) дал математик по имени Колмогоров Андрей Николаевич. Он полагал, что для этого необходимо привлечение не только формальных, синтаксических, но и семантических средств. Современное определение звучит следующим образом: падеж – это категория слова, указывающая на его синтаксическую роль в предложении и помогающая связать отдельные слова в одно целое.
Сам термин «падеж», как и названия падежей, был переведен с латинского и греческого языков.
Существуют два основных вида падежей: прямой падеж и косвенный падеж. К прямым падежам относят именительный и винительный, а к косвенным – остальные четыре типа (родительный, дательный, творительный, предложный).
Термины «прямой» и «косвенный» падеж появились в нашем языке в связи с античными представлениями о склонении как об отклонении от единственно правильной формы слова. Аналогия проводилась с игрой в кости, где при любом броске выпадает либо прямая сторона (прямой падеж), либо косвенные стороны (косвенный падеж).
Падежная система в России представлена шестью падежами. У каждого из них есть вспомогательные слова, позволяющие их безошибочно определять.
1). Именительный – слова в этом падеже сочетаются со вспомогательным словом «есть».
2). Родительный – вспомогательное слово «нет».
3). Дательный – вспомогательное слово «давать».
4). Винительный – вспомогательное слово «винить».
5). Творительный – вспомогательное слово «доволен» («сотворен»).
6). Предложный – вспомогательное слово «думать (о)».
Также для простоты их определения есть вопросы к падежам. Прямые падежи имеют один одинаковый вопрос из двух: именительный отвечает на вопросы «Кто? Что?», а винительный – «Кого? Что?». Вопросы косвенных падежей различны. Родительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Чего?», дательный – «Кому? Чему?», творительный – «Кем? Чем?», предложный – «О ком? О чем?» («В ком? В чем?»).
В русском языке по падежам изменяются и склоняются существительные, имена прилагательные, местоимения и числительные. Окончания слов – это не что иное, как способ выразить склонение.
Прямой падеж и косвенный падеж не являются единственными видами падежей, как утверждают многие. Существуют дополнительные падежи:
1). Звательный падеж – он был седьмым падежом в русском языке до 1918 года и использовался при обращении к человеку. Примеры звательного падежа – Кать, Ань, Тань, деда, доча. Сейчас звательный падеж в некоторой мере заменяет дательный.
2). Количественно-отделительный падеж – используется для существительного, показывающего целое по отношению к некой части, также при этом упоминающейся. В школьной системе формы слов количественно-отделительного падежа приравнены к родительному падежу.
3). Местный падеж – это предложный падеж, совмещенный с местом. Отвечает на вопросы «О чем? Где?». Примеры: говорить о столе, находиться в столе.
4). Исходный падеж – падеж с использованием имени существительного, указывающего на место начала движения. Пример: вышел из лесу.
Помимо этих падежей, выделяются еще несколько: счетный, временной, ждательный, включительный и другие. Точное количество падежей до сих пор неизвестно.
Существует проблема определения падежа имени существительного по вопросу, если это винительный, предложный или звательные падежи.
В разных странах имеются свои падежные системы, иногда в чем-то перекликающиеся с российской по морфологическим, стилистическим и иным признакам. За рубежом используются такие падежи, как пространственный, притяжательный, исходный, направительный, лишительный, а также винительный, творительный, дательный и другие.
В языках, где нет падежей, применяются другие способы показать роль слова в предложении (использование предлогов и послелогов, определенный порядок слов в тексте).
Нужно ли знать падежи? Конечно, нужно, ведь недаром их изучают даже в школьной программе!