Основные правила вежливости и этикета
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения, правила вежливости, хорошего воспитания, учтивости, которые необходимо соблюдать в обществе, на работе, в школе, университете, за столом и даже на улице.
Правила этикета являются неписаными, обязательными к исполнению, то есть это манера поведения, принятая «по умолчанию» и соблюдаемая людьми как некий стандарт, не подлежащий обсуждению. Воспитанный человек должен не только знать и придерживаться норм этикета, но и понимать их значение для жизни и общества. Ведь хорошие манеры являются отражением внутреннего мира человека, показателем его интеллектуального уровня и моральных устоев. У культурного человека больше возможностей для развития, установления контактов, создания хороших взаимоотношений с окружающими людьми и, следовательно, для достижения своих целей.
Вежливость с колыбели
Вежливость всегда и везде ценится очень высоко. В больших мегаполисах и крупных городах вежливость превращается в редкий и ценный дар, доступный не каждому. Грубость и невоспитанность становятся нормой, и это никого не удивляет. Поэтому очень важно взрастить семена этикета в сердце ребенка с малых лет, вместе с первым словом и делом. Очень часто родители, не зная, как воспитать ребенка, перенимают опыт своих друзей или старшего поколения. Это не совсем правильно.
Каждый человек индивидуален, в том числе и ваш ребенок. Он не поймет авторитарного и требовательного отношения к себе. Взрослым нужно запастись терпением и выдержкой, чтобы привить своему чаду вежливость и обходительность. Ни в коем случае не заставляйте и не давите на ребенка. Просите, будьте вежливы, и ребенок с радостью выполнит все ваши просьбы. Повторяйте при разговоре с ним как можно чаще волшебные слова – «спасибо» и «пожалуйста». Но правила вежливости для детей не ограничиваются только этими словами. Постепенно приучите его здороваться, прощаться, извиняться. Подтолкните его к чтению, с последующим обсуждением поступков героев книги. Объясняйте, как следует вести себя с людьми, и как нельзя. А главное - всегда и везде будьте вежливы сами. Ведь ребенок копирует поведение своих родителей и, видя перед глазами пример этикета, он будет стараться следовать ему.
Этикет со школьной скамьи
Получив основные понятия о добре и зле, ребенок переходит на следующий уровень – школьный, где на протяжении всего учебного процесса его обучают основным правилам этикета.
Являясь вторым домом, школа ставит перед собой те же благие цели, что и родители. Однако правила вежливости в школе не должны состоять только из нравоучительных лекций и поучительных бесед.
- семинаров и тренингов, на которых проводятся беседы по принципу «ответ-вопрос», обсуждаются различные ситуации, проигрываются линии поведения, моделируются ситуации;
- игры, на которых участники делятся на несколько групп и обыгрывают жизненные ситуации, связанные с нормами этикета.
Подобные оригинальные методы, как правило, эффективны и действенны, они помогают выявить уровень вежливости каждого школьника, учат детей взаимопониманию, нормам поведения в конкретной ситуации. Школьники легко и незаметно усваивают правила вежливости, примеры, поданные старшими наставниками, становясь к тому же более открытыми и общительными.
Здороваться надо правильно
Правильное и умелое приветствие – одно из непреложных норм этикета. Здороваться с людьми необходимо приветливо, дружелюбно, открыто улыбаясь. Правила вежливости при встрече с людьми звучат так: старайтесь смотреть им прямо в глаза, слова приветствия произносить четко и ясно, тон обращения при этом должен быть мягким и обходительным. Приветствие обычно сопровождается словами: «Привет» (обращение к друзьям и ближайшим знакомым), «Здравствуйте» (универсальное обращение), «Доброе утро (день, вечер)» (в зависимости от времени суток).
Чего не следует делать
В правилах этикета есть свое «вето», то есть запрещенные действия, которые могут выставить вас невоспитанным человеком.
- Не следует обращаться к человеку с восклицанием «Алло!», «Эй, ты!»
- Увидев знакомого, не стоит отчаянно пробиваться к нему через всю комнату, доставляя неудобство остальным присутствующим.
- При встрече знакомых в театре, ресторане следует слегка кивнуть им в знак приветствия, а не кричать на всю округу.
- Встретив знакомого на улице, не задерживайте его надолго, лучше договоритесь о следующей встрече или телефонном звонке.
- Не рекомендуется хлопать малознакомого человека по плечу, здороваясь с ним.
Кто кого приветствует
Кто же должен здороваться первым? Основные правила вежливости в данном случае сводятся к следующему. Первым здоровается:
- мужчина с женщиной;
- подчиненный с боссом:
- младший (по возрасту, званию, положению) со старшим;
- вошедший в помещение;
- идущий со стоящим.
Во всяком случае, первыми здороваются люди вежливые и воспитанные.
Обращение как формула этикета
Правила вежливости коснулись и форм обращения людей друг к другу. Существуют три формы обращения:
- Официальное - используется в деловой обстановке, при переговорах, это своеобразный кодекс обращения к незнакомым людям. Здесь применяется преимущественно «Вы» с добавлением имени и отчества, либо статуса.
- Неофициальное – обращение к родным, знакомым и друзьям. Сердечное и дружественное «ты» говорит о близких отношениях между людьми.
- Безличное – используется в транспорте, на улице и сопровождается фразами: «Не подскажите, как пройти к…», «Остановите там-то...».
Четких правил о том, как перейти с «вы» на «ты» не существует, это устанавливается самими собеседниками, либо присутствует в форме обращения невоспитанных людей, привыкшим говорить всем без разбора «ты».
Нормы застольного этикета
Правила застольного этикета существуют уже на протяжении многих лет и веков. Они одинаковы для всех и каждого, будь то строитель или президент.
Первое и непреложное правило – нельзя расставлять и класть локти на стол. Запрещается чавкать и разговаривать с набитым ртом, особенно на романтическом свидании.
Правила вежливости и этикета, которые следует соблюдать за столом, запрещают также дуть на горячую еду, перегибаться через стол, разговаривать по телефону, петь, свистеть, краситься и пудриться. Мужчина оказывает внимание женщине, сидящей справа от него: развлекает ее разговорами, накладывает ей в тарелку закуски, подливает напитки.
Общий регламент вежливости
Кроме общепринятых норм этикета, касающихся приветствия, обращения, правил культуры
- Не суетитесь, делайте все спокойно и размеренно.
- Старайтесь говорить тихо, четко, ясно, без бормотаний, нецензурных выражений и брани.
- Не рекомендуется прилюдно чесаться, ковырять в носу и красить губы.
- Контролируйте эмоции, будьте хладнокровны, облекая слова в изящные формы и выражения.
- Не смейтесь слишком громко и вслед проходящим мимо людям.
- Не зевайте с широко открытым ртом.
- Сдерживайте обещания.
- Извиняйтесь, здоровайтесь, употребляйте «спасибо» и «пожалуйста».
- Следите за своим внешним видом.
- Не обсуждайте людей в их отсутствие.
- Обращайтесь к незнакомым людям в вежливой и обходительной форме.
Улыбка - главное правило этикета
Улыбка – мощное оружие любого человека, способное изменить все и всех. Это как солнечный лучик света в пасмурную погоду, капля воды в пустыне, частичка тепла в морозы. Ее величество «Вежливость», правила поведения и этикета – все эти нормы сводятся к одному, самому простому совету – улыбайтесь. Улыбка – это не только дань вежливости, это рычаг счастья, рецепт успеха и хорошего настроения.
Правила вежливости могут различаться по национальному признаку, но сводятся к одному: превосходные манеры поведения, отличное воспитание всегда будут «в моде», и никто не сможет отказаться от них или отменить.