Застольный этикет в разных странах: основные правила

Застольный этикет - одна из отличительных культурных особенностей народов всего мира. Трапеза в традиции каждой страны проходит как-то особенно. Например, в Азии преимущественно принято сидеть на полу с коврами во время приема пищи, а продукты выкладывать на невысокий столик или прямо на скатерть. В Европе, наоборот, издавна ели за высокими столами. А у западных и восточных славян еда за таким столом тысячу лет назад была признаком христианского поведения. В этой статье мы расскажем об истории этикета, его особенностях в разных странах.

История застольных традиций

Подробные упоминания о застольном этикете впервые встречаются в чешском литературном памятнике X века "Легенда Христиана", в котором подробно рассказывается о том, как князьям, не принявшим христианство и оставшимся язычниками, не разрешалось сидеть за одним столом с остальными, поэтому они вынуждены были располагаться на полу.

Важным элементом застольного этикета исторически также был очаг. Это был священный центр, в котором, по народным поверьям, обитали духи предков. Духов было принято регулярно подкармливать, подбрасывая в огонь кусочки пищи. Интересно, что в истории застольного этикета для русских, белорусов и украинцев функции очага распределились между столом и печью. Причем именно с печью были связаны основные поверья, а также обрядовые действия, имевшие языческое происхождение. А вот стол, в свою очередь, относился исключительно к христианским верованиям.

В правилах застольного этикета у большинства народов дом условно делился на несколько частей, которые наделяли различными символическими значениями. Например, на мужскую и женскую часть. Порядок рассаживания за столом определял весь сценарий трапезы. У восточных славян самым почетным считалось место во главе стола. Как правило, оно располагалось в красном углу, под иконами. Женщин туда не допускали (их считали нечистыми из-за менструаций), поэтому там мог сидеть только глава семьи.

Мужчины и женщины

Сбоку от хозяина размещались старшие мужчины, а потом - младшие. Женщины сидели только на самом дальнем конце стола. Если кому-то места не хватало, он садился возле печи или просто на лавку.

В XVI-XVII веках по правилам застольного этикета женщины сначала были обязаны подать на стол, только потом есть сами. Отдельно обедали даже жены и мужья. Женщины отправлялись в свои покои, а мужчины трапезничали с гостями или в одиночестве. Такие порядки продержались вплоть до XVIII века, когда в застольном этикете появилось много перемен и нововведений под влиянием петровских реформ.

Священные продукты

Интересно, что у большинства народов даже самая обычная трапеза превращалась в подобие жертвоприношения, становясь похожим на обряд кормления сверхъестественных сил.

Также у многих народов изначально сохранялось почтительное и практически религиозное отношение к пище. Например, у славян хлеб считался самым важным и почитаемым продуктом, олицетворяя благополучие дома и семьи. Такое отношение предопределило особые правила обращения с хлебом. Например, нельзя было его доедать за другим человеком. Считалось, что в этом случае можешь забрать его счастье, не принято было есть хлеб за спиной другого.

Способ деления хлеба часто был связан с особенностями его выпечки. Например, квашеный разрезали, а пресный ломали, потому что так было удобнее. При этом во многих культурах существовал ритуальный жест преломления хлеба, которым скрепляли договоры и клятвы.

По правилам застольного этикета в России трапеза всегда начиналась и заканчивалась хлебом. Более того, его часто едят со всеми блюдами подряд, что не принято в странах Запада и даже в соседней Прибалтике.

Вторым священным продуктом была соль. С ней всегда обращались подчеркнуто бережно: никогда не обмакивали хлеб в солонку, не брали из нее пальцами. Такие обычаи застольного этикета сохранились и сегодня.

Почтительное отношение к соли характерно не только для славян. В Средней Азии было принято начинать и заканчивать с нее любую трапезу, а в Древнем Риме преподнести гостю соль означало предложить ему дружбу. Опрокинуть солонку практически у всех народов означало плохой жест, который ведет к ухудшению или разрыву отношений.

Особенности трапезы у славян

На Руси ритуал трапезы был практически неотделим от Бога. При этом культурным считалось есть в тишине, так как считалось, что во время обеда человек как будто умирает для этого мира, отдаляется от обыденной жизни.

Интересно, что за еду было принято благодарить Бога, а не хозяйку, как сейчас. В общем, застолье представляло собой как бы обмен с Богом, которого благодарили за пищу, а хозяин дома, который восседал в красном углу, распоряжаясь трапезой, как бы выступал его имени Всевышнего.

Примечательно, что при этом по древним представлениям в трапезе обязательно принимали участие злые силы и черти. Христианское и праведное поведение вызывает благословение духов, а греховное - изгоняет чертей, которые всеми правдами и неправдами пытаются вмешаться в застолье.

Правила этикета родом из древности

С этим связан запрет стучать ложками по столу во время еды, который существовал у многих европейских народов. Это нашло отражение и в правилах современного этикета, вести себя подобным образом непозволительно до сих пор.

Есть и еще одно правило, имеющее мистические корни. Запрещено оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом - на тарелку. В народе считалось, что в этом случае по ложке, как по мосту, в тарелку сможет заползти нечистая сила.

Современная сервировка

Отметим, что современный вид сервировка стола в Европе приобрела относительно недавно. Использовать ложки и подавать к столу ножи стали только в XVI веке.

Когда тарелок еще не было, пищу брали пальцами с общего блюда, свою порцию мяса клали на деревянную дощечку или ломоть хлеба. Вилка получила повсеместное распространение только в XVI-XVII веках. При этом церковь поначалу осуждала ее как дьявольскую роскошь.

В России все столовые приборы начали использовать примерно на один-два века позже, чем в Западной Европе.

Теперь рассмотрим правила застольного этикета в разных странах на нескольких конкретных примерах.

Северный Кавказ

Здесь застольным традициям всегда придавали большое значение. Основные правила и обряды сохранились до сих пор. Например, в пище следовало быть умеренными. То же самое относилось к спиртным напиткам.

Застольный этикет народов Северного Кавказа многим напоминал и продолжает напоминать своеобразный спектакль, в котором в деталях расписана роль каждого участника. В большинстве случаев трапеза проходила в семейном кругу. При этом женщины и мужчины вместе не садились. Одновременно есть им разрешалось только на праздники, да и то в разных помещениях.

Тамада

Распорядителем застолья был не хозяин, а тамада. Это слово изначально адыго-абхазского происхождения сегодня получило повсеместное распространение. Тамада занимался тем, что произносил тосты, предоставлял слово участникам трапезы. Стоит отметить, что примерно одинаковое количество времени за кавказским столом ели и произносили тосты. Судя по картинкам о застольном этикете, этому в прежние времена уделяли повышенное внимание, такая же ситуация остается и сейчас.

Если принимали какого-то почетного и уважаемого гостя, было принято совершать жертвоприношение. К столу обязательно закалывали барана, корову или курицу. Ученые видят в этом отголосок языческого жертвоприношения, когда гостя отождествляли с Богом, ради него проливали кровь.

Распределение мяса

В любом застолье на Кавказе большое внимание уделялось распределению мяса. Лучшие куски доставались старейшинам и гостям. Например, абхазы предлагали гостю бедро или лопатку, кабардинцы считали лучшей частью правую половину головы и грудинку. Остальные получали свои доли в порядке старшинства.

Во время застолья обязательным было всегда помнить о Боге. Трапезу начинали с молитвы, а в каждый тост и пожелание здоровья хозяевам включали его имя. Женщины в мужских застольях участия не принимали, а только могли их обслуживать. Только у некоторых народов Северного Кавказа хозяйка к гостям все же выходила, но только произносила тост в их честь, после чего тут же отправлялась обратно.

Австрия

В Австрии застольный этикет схож с положением дел, которое существовало изначально во всей Западной Европе, но все же имеет свои индивидуальные особенности. В первую очередь, он касается кофеен. Такие строгие традиции существуют в основном в Вене.

Например, в этом городе к официанту все еще принято обращаться подчеркнуто уважительно: "Господин официант!" Вместе с кофе здесь всегда подают бесплатную воду, а также предлагают ознакомиться со свежими газетами.

За это от гостей потребуется оставить чаевые - их размер должен составлять от 10 до 20 процентов от стоимости заказа. Особое внимание в Австрии уделяют титулу гостя, так как могут обращаться "госпожа доктор" или "господин магистр".

Помимо традиционных для нас завтрака, обеда и ужина в Австрии существует еще и прием пищи. Это перерыв на кофе, который устраивают после обеда.

Турция

Традиционный застольный этикет в Турции часто сильно отличается от обычаев, к которым мы все привыкли. Например, здесь, особенно в сельской местности, принято есть максимально быстро, а затем сразу вставать из-за стола. В давние времена даже считали, что успешность человека определяется по тому, как быстро он ест.

Одним из объяснений этого явления было то, что все ели из общей посуды, поэтому медленным едокам могло практически ничего не достаться. Так что это было хорошим стимулом. Еще одним фактором являлось то, что сельским жителям предстояло много работать в поле, что не позволяло уделять еде слишком много времени. Традиции есть быстро среди деревенских жителей сохранились и до наших дней. Они считают, что наполнение желудка - это не более чем обязанность, которая должна завершиться как можно скорее.

В городах едят медленнее, больше внимания уделяя процессу получения удовольствия от пищи.

В деревнях едят, сидя на полу, на подушках, со скрещенными ногами. Блюда выносят на одном большом подносе. В городе трапеза проходит за столом, из индивидуальных тарелок, а не из общего блюда. В последнее время столы появились и в сельской местности, но многие по привычке по-прежнему едят на полу. А стол используется как статусный символ. Его размещают в углу комнаты, украшая различными орнаментами.

Домашняя еда

Интересно, что среди турок до сих пор сохраняется пристрастие к домашней пище. Из-за этого ресторанная еда так и не заняла значимого места в культуре застолий. Причинами этого считается тщательность в подготовке, стремление к чистоте, экономии и вкусу.

Даже когда женщины в выходные собираются на дружеские посиделки, они предпочитают самостоятельно готовить сладкое и соленое печенье, другие лакомства. Этот еще один способ продемонстрировать свое кулинарное мастерство.

Большую роль в турецкой кухне играет свежесть блюд. Еда в этой стране преимущественно жирная и пряная, с большим количеством соусов. Для европейцев такая пища считается слишком тяжелой.

В сельских районах, как и на Кавказе, обязательно принято накормить гостя, если он оказался в доме. Это основное правило турецкого гостеприимства.

Еще один интересный обычай. Когда соседи заимствуют что-то друг у друга из кухонной утвари, принято возвращать ее не пустой. В этой посуде хозяйка передает какое-то блюдо, которое сама приготовила.

В Турции принято съедать все, что лежит на тарелках. Основывается это на религиозном законе о недопущении расточительности, так что оставлять пищу считается грехом.

Япония

В Японии застольному этикету уделяют повышенное внимание. Существует даже два основных вида сидения за низкими столиками на татами. Сэйдза - это официальная строгая поза, когда человек сидит, выпрямив корпус, на пятках. Так принято себя держать во время церемониальных и официальных обедов.

Поза агура более расслабленная. Она допустима в ходе неофициальных застолий, позволяет, например, сидеть, скрестив ноги. При этом женщины в позе агура не сидят никогда.

На официальных застольях поднос - регулятор застольного этикета. Разложено все на нем в строгом порядке. Например, суп - ближе к обедающему, а закуски - на самом дальнем краю подноса.

Комментарии