Полезная информация: расшифровка ВИН-кода автомобиля

При массовом производстве большого количества моделей транспортных средств необходима формализованная система учета и идентификации. Это также касается и вопросов организации сервисного обслуживания и владения автомобилями. Уже на заре автомобилестроения каждое предприятие вводило специальные идентификационные обозначения и номера, которые выбивались на крупных деталях: шасси, кузовах, двигателях и тому подобном.

Процессы глобализации мировой экономики привели к необходимости появления международных стандартов в обозначении автомобилей. Расшифровка ВИН-кода позволяет установить все основные данные о машине технического и юридического характера. Практика показывает, что розыск угнанного транспортного средства по такому идентификатору дает наилучшие результаты. Особенно удобно применение подобной системы в условиях появления и бурного развития информационных технологий и всемирной сети Интернет.

Этапы введения международной системы идентификации

Стандартизация в этой области началась еще в восьмидесятые годы прошлого века. До этого времени каждая компания-производитель имела свою собственную систему маркировки транспортных средств. Так, расшифровка ВИН-кода "Ауди", состоящего всего из семи цифр, позволяла определять номер шасси автомобиля, дату его выпуска, а также некоторые спецификации модели.

Эти номера наносились на кузов и некоторые достаточно крупные и дорогостоящие агрегаты машины. Начиная с 1983-го года, было принято решение перейти к новой системе идентификации, одинаковой для всех автопроизводителей. Идентификатор был введен международным стандартом ISO 3779-1983, учредителями которого стали 24 страны. Система была значительно усложнена и насчитывала уже 17 символов. Причем, кроме цифр, были введены и буквы.

Список агрегатов, подлежащих обязательной идентификации, был сокращен. Если раньше номер наносился на кузов, шасси и двигатель, то теперь маркируется только первый узел. Международная организация по стандартизации утвердила положение, и наша страна присоединилась к нему. Это позволило вывести продукцию отечественной автомобильной промышленности на международные рынки.

Состав VIN-кода

Vehicle Identification Number – это официальное название, которое переводится на русский язык как "идентификационный номер транспортного средства". Расшифровка ВИН-кода, состоящего из трех основных частей, выглядит так:

  1. Индекс изготовителя мировой – WMI, уникальное обозначение страны производителя.
  2. Описательная группа – VDS, содержит кодировку компании и модели транспортного средства и его основных характеристик.
  3. Отличительная группа – VIS, представляет собой фактически серийный номер машины.

Так, расшифровка ВИН-кода "Фольксвагена" будет такой: сочетание первых трех символов закреплено за страной – Германией. Последующие шесть знаков несут в себе информацию собственно о компании производителе - Volkswagen. Часть букв и цифр может быть использована для обозначения местонахождения филиала и тому подобного. Последняя группа из 8 знаков представляет собой индивидуальный номер автомобиля.

Согласно международному стандарту, завершающая серия из четырех символов должна состоять исключительно из цифр. В остальном положения этого документа носят рекомендательный характер. Так, модельный год, вернее, его обозначение, может кодироваться первыми двумя цифрами, а маркировка сборочного конвейерного производства – последующими одним или двумя знаками.

Определение такого важного показателя, как время выпуска машины, по коду не всегда возможно. Оно может не совпадать с модельным годом. Это связано с особенностями организации технологического процесса в каждой конкретной компании. Это обстоятельство может несколько осложнять определение физического возраста данного транспортного средства. Расшифровка вин-кода автомобиля позволяет установить во многих случаях не только год, но и месяц выпуска.

Международным стандартом ISO 3779-1983 рекомендована для обозначения времени выпуска 10-я позиция. Большинство компаний этого положения придерживаются, однако есть и исключения из этого правила. Например, европейские филиалы компании "Форд" для этих целей используют знаки с порядковыми номерами 11 и 12. При этом вначале пробивается год, а затем и месяц, временные обозначения могут быть численными или буквенными в соответствии с таблицей, закрепленной стандартом.

Размещение VIN-кода

Стандартами достаточно жестко регламентируются правила записи идентифицирующего номера в официальных документах и на изделии. В первую очередь вне зависимости от способа записи кода: в одну или две строчки, не допускается никаких пробелов. В начертании используются все арабские цифры от 0 до 9, а также практически все литеры латинского алфавита, за исключением трех: I,O и Q. Это сделано во избежание путаницы - их форма напоминает числа.

Расшифровка ВИН-кода "Мерседеса", размешенного на специальной площадке у переднего пассажирского кресла, может быть произведена по официальной компьютерной базе производителя. Кроме того, этот номер дублируется на специальной табличке, размещенной на полке передней панели под капотом или на правой вертикальной стойке кузова в нижней ее части.

VIN-код BMW: размещение на автомобиле и особенности прочтения

Баварская компания имеет представительства и предприятия в Европейском Союзе, Северной Америке, России и в Юго-Восточной Азии. Каждый филиал имеет собственную маркировку. Так, предприятия, расположенные в Новом Свете, маркируются цифрами 1,4 и 5, а также буквой латинского алфавита U. Расшифровка вин-кода БМВ, начиная уже с первых знаков, дает представление о географическом положении сборочного предприятия.

Третья позиция определяет класс транспортного средства, а последующие четыре описывают технические характеристики модели. Специальным кодом прописывается тип кузова автомобиля, количество цилиндров и тип двигателя, а самое главное - модель. Маркировка производится в местах, определенных производителем, а именно на задней стенке моторного отсека, под задним сидением, на крышке процессора и на внешней стороне колесной ниши.

VIN-код: технология нанесения

Практика применения разного рода маркировок на узлы и отдельные детали имеет давнюю историю. Основная задача их состоит в надежной идентификации изделий и усложнении подделок. Расшифровка ВИН-кода дает наиболее полную информацию об автомобиле. Основная технология нанесения их на металл корпуса – это штамповка. Номер выбивается при помощи специального клише. Подделка его в таком случае возможна только путем замены крупного фрагмента или целой детали.

VIN-код Opel: основная информация и расположение

Маркировка кузовов выполняется в соответствии с требованиями международного стандарта. По специальным таблицам, разработанным специалистами концерна, осуществляется расшифровка вин-кода. "Опель" имеет две таблички: одну под капотом, другую на стойке двери под ответной деталью замка. Кроме этого, выбиты номера на панели под лобовым стеклом и на рамке радиатора системы охлаждения.

VIN-код Toyota: особенности размещения

Японский производитель и его дочерние предприятия придерживаются общепринятой системы идентификации автомобилей. По специальным таблицам и базам данных производится расшифровка вин-кода. "Тойота" имеет стандартное размещение маркировки: на передней панели со стороны моторного отсека и под ногами водителя.

Некоторые особенности применения стандартов

Практика показывает, что большинство автопроизводителей довольно строго придерживаются правил маркировки своих изделий. Однако и здесь присутствует ряд особенностей. Так, европейское отделение компании "Форд" для идентификации ввело дополнительные данные о времени выпуска. Указание месяца выпуска и года производится на 10-й и 11-й позициях VIN-кода. Похожие отклонения есть у других компаний.

Основные цели идентификации транспортных средств

На первых порах, когда выпуск автомобилей был невелик, принимать какие-то специальные меры не было никакой необходимости. Увеличение объемов производства, а также разнообразия моделей, способствовали такой потребности. Однако решение технологических задач - не единственная сфера. Расшифровка ВИН-кода позволяет выявить принадлежность транспорта и его правовой статус. Наличие крупных номерных деталей сильно усложняет использование и перепродажу угнанных машин.

Комментарии