Война в романе "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Изображение войны в романе "Война и мир"

Во всем мире со времен Гомера и поныне нет литературного творения, которое с такой всеобъемлющей простотой обрисовало бы жизнь так, как это сделал Лев Толстой в эпопее «Война и мир».

Роман глубокий, как жизнь

В произведении нет главных героев в привычном понимании этого слова. Русский гений впустил на страницы книги поток жизни, который то громыхает войной, то затихает миром. И в этом потоке живут обыкновенные люди, которые являются его органичными частичками. Они иногда влияют на него, но чаще несутся вместе с ним, решая свои ежедневные проблемы и конфликты. И даже война в романе «Война и мир» изображена правдиво и жизненно. Нет героизации в романе, но нет и нагнетания страстей. Обыкновенные люди живут в условиях войны и мира, и проявляют себя именно так, как это созвучно их внутреннему состоянию.

Без художественного упрощения

Тема войны в романе «Война и мир» искусственно не выпячивается автором. Она занимает именно столько места в произведении, сколько занимала в реальной жизни русского народа в начале XIX века. А ведь Россия на протяжении 12 лет вела постоянные войны, и тысячи людей были в них вовлечены. Европа в смуте, суть европейской души ищет новых форм бытия. Многие скатываются до «двуногих тварей», которых миллионы, но которые «метят в Наполеоны».

В первый раз князь Кутузов появляется на страницах романа перед битвой под Аустерлицем. Его разговор, глубокий и многозначительный, с Андреем Болконским, нам приоткрывает разгадку тайны той роли, которую сыграл Кутузов в судьбе своего народа. Образ Кутузова в «Война и мире» странен на первый взгляд. Это полководец, но его полководческих талантов писатель как бы и не замечает. Да они-то и были в нем, если сравнивать с Наполеоном и Багратионом, не слишком выдающимися. Так чем же он превзошел военного гения? А теми чувствами, той любовью, что вырвалась из его сердца под Аустерлицем, когда русские войска побежали: «Вот что болит!»

Лев Толстой беспощадно рисует логику войны. От полного уничтожения русскую армию в 1805 году спасает безвестный Тушин, а не полководческие таланты Багратиона и Кутузова. Нет сомнений, ферзь могучая фигура, но ее сила превращается в силу лошади без всадника, когда пешки отказываются за него умирать: лягается, да кусается, и все.

Отдельная тема – баталии

Для литераторов до Льва Толстого это была благодатная тема, которая помогала раскрывать перед читателями лучшие душевные качества героев произведений. А граф не был литератором и все «испортил». Он уловил звучание человеческих душ. Его герои поступают именно в соответствии с звучанием их душ, будь на дворе война или мир. Образ Наполеона в «Войне и мире» показан с самой верной стороны, а именно – в человеческой тональности. Он ничем не значительней той же Наташи Ростовой. Они оба равновеликие для жизни. И оба идут от баталии до баталии.

Только путь Наполеона пролег через кровь, а Наташи – через любовь. Наполеон и на миг не сомневается в том, что он руководит судьбами народов. Так звучит его душа. А ведь Наполеон всего лишь избран тем невероятным стечением обстоятельств, когда всем народам Европы в мозг вселилась страшная идея – убивать друг друга. И кто мог более соответствовать этой идее, как не Наполеон – недоразвитый карлик с переразвитым умом?

Сражения большие и малые

Описания сражений в романе «Война и мир» присутствуют в полном объеме, большие и маленькие, во время войны и во время мира. Отступление русских войск от границы тоже было сражением. «Когда же остановимся?» - нетерпеливо спрашивают у Кутузова молодые полководцы. «А тогда, когда все захотят сражаться», – ответил мудрый старый русский человек. Для них война – это игра и служба, на которой получают награды и продвижения по карьерной лестнице. А для одноглазого ветерана и народа – это жизнь, которая одна-единственная.

Бородинская битва является апогеем борьбы между двумя великими народами, но всего лишь эпизодом в жизни каждого, кто остался на белом свете после нее. Всего лишь день гремело сражение. И что-то изменилось в мире после него. Европа пришла в себя. Не тот путь развития она избрала. И Наполеон перестал быть ей нужен. Дальше только увядание. И ни полководческий гений, ни политический ум от этого его спасти уже не могли, потому что целый народ на Бородинском поле сказал, что он жаждет всем сердцем оставаться самим собой.

Рыцари войны

Описывается война в романе «Война и мир» с точек зрения различных людей. Среди них есть и такие, для которых война является родной стихией. Тихон Щербатый, который топором владел, как волк зубами; Долохов, бретер и игрок; Николай Ростов, уравновешенный и бесконечно храбрый человек; Денисов, поэт попоек и войны; великий Кутузов; Андрей Болконский – философ и харизматическая личность. Что их роднит между собой? А то, что, кроме войны, для них другой жизни не существует. Образ Кутузова в «Войне и мире» в этом отношении просто идеально нарисован. Его даже, как Илью Муромца, для спасения Отечества с печки стянули.

Это все рыцари войны, в головах которых не мировоззрение или воображение, а звериное чутье опасности. Кутузов мало чем отличается от Тихона Щербатого. Они оба не думают, не представляют, а чувствуют по-звериному, что есть опасность и откуда она грозит. Не тяжело представить себе спившегося Тихона, который побирается возле церкви. Николай Ростов в конце романа о чем-то беседует с Безуховым, но во всех разговорах ему видятся только батальные сцены.

В романе «Война и Мир» нет лжи ни обыкновенной, ни той, которая сказана ради красного словца. Лев Толстой безжалостно справедлив в изображении своих героев. Он их не осуждает никогда, но и не расхваливает. Даже Андрея Болконского, казалось бы, своего любимого героя, он не делает образцом для подражания. С ним рядом жить – это мука, потому что он тоже рыцарь войны даже в мирное время. Смерть и предсмертная любовь Наташи были ему наградой, потому что он по сути своей души Наполеон, который страшнее реального Наполеона. Его все любили, а он – никого. Душевная мощь этого рыцаря войны сказывалась даже тогда, когда к нему перед смертью снизошло умиротворение. Под его влияние попал даже добрейший человек – Пьер Безухов с безграничным сердцем, а это уже такая опасность для мира, что хуже самой кровавой войны.

Раскол в небесах

Андрей Болконский лежал на поле под Аустерлицем и видел небеса. Над ним раскрылась бесконечность. И вдруг подъезжает Наполеон со свитой. «Вот – прекрасная смерть!», – молвил тот, кто ничего не смыслил ни в смерти, ни, тем более, в жизни. А что может понимать в данном вопросе тот, который не чувствует жизни в другом человеке? Вопрос риторический. И сцены войны в романе «Война и мир» все риторические.

Люди носятся по земле, стреляют друг в друга, вырывают куски хлеба из чужих ртов, унижают и обманывают близких своих. Зачем все это, когда небеса бездонно спокойны? Небеса расколоты, потому что в душах людских тоже раскол. Каждый желает жить рядом с добрым соседом, но в то же время наносит душевные раны именно доброму человеку.

Почему война и мир в жизни рядом?

Толстовское изображение войны в романе «Война и мир» неотделимо от изображения мира, потому что в реальной жизни они единосущны. А русский гений рисует именно реальную жизнь, а не то, что ему бы хотелось видеть вокруг себя. Его философские рассуждения в произведении довольно примитивные, но в них больше правды, чем в мыслях высоколобых ученых. Ведь человек не есть формула на бумаге.

Страсти говорят чаще сильнее разума. Каратаев не потому мудр, что умен, а потому, что жизнь впитал каждой частицей своего тела: от мозга до кончиков ногтей. В романе отражена единосущность бесконечного процесса жизни, в котором - бессмертие рода людского, а значит, и каждого человека в отдельности.

И треснул мир напополам - дымит разлом

Болконский на операционном столе, а рядом с ним пилят ногу Анатолю Курагину. И первая мысль в голове Андрея: «Зачем он здесь?» С такими мыслями любая сцена в жизни человеческой в единый миг готова обратиться в батальную сцену. Война в романе «Война и мир» не только там изображается, где стреляют пушки и бегут люди в штыковую атаку. Когда кричит мать об убитом младшем сыне, разве это не батальная сцена? А что может быть более батальным, чем то, когда два человека разговаривают о жизнях и смертях миллионов людей, которых оба и в глаза не видели? Расколот свет небесный на войну и мир, расколот.

Красота жизни в романе «Война и мир»

Лев Толстой безжалостен в изображении человеческих образов, безжалостен и в изображении самой жизни человеческой. Но красота ее видится в каждом слове великого романа. Безухов вытаскивает из огня ребенка, ищут мать. Кто-то сонно отвечает на вопросы, окаменев от бед. Но сам Безухов и его бездумные поступки воспринимаются читателями, как необычайная красота человеческой души.

А подслушанные Болконским восторги Наташи Ростовой в ночной тишине! И даже несчастная Соня со своей бездетно-яловой душой тоже имеет свою тоскливую, щемящую красоту. Она воевала за свое счастье и проиграла войну неумолимой судьбе. Война в романе «Война и мир» имеет тысячи оттенков, как и красота.

Невзрачный Тушин, который ядра руками бросает в неприятеля, вырастает в мифического прекрасного великана не только в его воображении. Он становится сродни тому дубу, с которым разговаривал Андрей Болконский. Сцена совещания генералов после Бородинского сражения подана в романе через восприятие ребенка. И как красиво выглядит то, как увидел и запомнил ребенок совещание: «Дедушка проснулся, и все его послушались»!

Дотянуться до небес

После написания романа «Война и мир», по мнению многих критиков, Льву Николаевичу Толстому только дважды удалось подняться на вершину сверхправдивого литературного искусства – в «Дьяволе» и в «Исповеди», но ненадолго.

Комментарии