Война в романе "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Изображение войны в романе "Война и мир"
Во всем мире со времен Гомера и поныне нет литературного творения, которое с такой всеобъемлющей простотой обрисовало бы жизнь так, как это сделал Лев Толстой в эпопее «Война и мир».
Роман глубокий, как жизнь
В произведении нет главных героев в привычном понимании этого слова. Русский гений впустил на страницы книги поток жизни, который то громыхает войной, то затихает миром. И в этом потоке живут обыкновенные люди, которые являются его органичными частичками. Они иногда влияют на него, но чаще несутся вместе с ним, решая свои ежедневные проблемы и конфликты. И даже война в романе «Война и мир» изображена правдиво и жизненно. Нет героизации в романе, но нет и нагнетания страстей. Обыкновенные люди живут в условиях войны и мира, и проявляют себя именно так, как это созвучно их внутреннему состоянию.
Без художественного упрощения
Тема войны в романе «Война и мир» искусственно не выпячивается автором. Она занимает именно столько места в произведении, сколько занимала в реальной жизни русского народа в начале XIX века. А ведь Россия на протяжении 12 лет вела постоянные войны, и тысячи людей были в них вовлечены. Европа в смуте, суть европейской души ищет новых форм бытия. Многие скатываются до «двуногих тварей», которых миллионы, но которые «метят в Наполеоны».
В первый раз князь Кутузов появляется на страницах романа перед битвой под Аустерлицем. Его разговор, глубокий и многозначительный, с Андреем Болконским, нам приоткрывает разгадку тайны той роли, которую сыграл Кутузов в судьбе своего народа. Образ Кутузова в «Война и мире» странен на первый взгляд. Это полководец, но его полководческих талантов писатель как бы и не замечает. Да они-то и были в нем, если сравнивать с Наполеоном и Багратионом, не слишком выдающимися. Так чем же он превзошел военного гения? А теми чувствами, той любовью, что вырвалась из его сердца под Аустерлицем, когда русские войска побежали: «Вот что болит!»
Лев Толстой беспощадно рисует логику войны. От полного уничтожения русскую армию в 1805 году спасает безвестный Тушин, а не полководческие таланты Багратиона и Кутузова. Нет сомнений, ферзь могучая фигура, но ее сила превращается в силу лошади без всадника, когда пешки отказываются за него умирать: лягается, да кусается, и все.
Отдельная тема – баталии
Для литераторов до Льва Толстого это была благодатная тема, которая помогала раскрывать перед читателями лучшие душевные качества героев произведений. А граф не был литератором и все «испортил». Он уловил звучание человеческих душ. Его герои поступают именно в соответствии с звучанием их душ, будь на дворе война или мир. Образ Наполеона в «Войне и мире» показан с самой верной стороны, а именно – в человеческой тональности. Он ничем не значительней той же Наташи Ростовой. Они оба равновеликие для жизни. И оба идут от баталии до баталии.
Только путь Наполеона пролег через кровь, а Наташи – через любовь. Наполеон и на миг не сомневается в том, что он руководит судьбами народов. Так звучит его душа. А ведь Наполеон всего лишь избран тем невероятным стечением обстоятельств, когда всем народам Европы в мозг вселилась страшная идея – убивать друг друга. И кто мог более соответствовать этой идее, как не Наполеон – недоразвитый карлик с переразвитым умом?
Сражения большие и малые
Описания сражений в романе «Война и мир» присутствуют в полном объеме, большие и маленькие, во время войны и во время мира. Отступление русских войск от границы тоже было сражением. «Когда же остановимся?» - нетерпеливо спрашивают у Кутузова молодые полководцы. «А тогда, когда все захотят сражаться», – ответил мудрый старый русский человек. Для них война – это игра и служба, на которой получают награды и продвижения по карьерной лестнице. А для одноглазого ветерана и народа – это жизнь, которая одна-единственная.
Рыцари войны
Описывается война в романе «Война и мир» с точек зрения различных людей. Среди них есть и такие, для которых война является родной стихией. Тихон Щербатый, который топором владел, как волк зубами; Долохов, бретер и игрок; Николай Ростов, уравновешенный и бесконечно храбрый человек; Денисов, поэт попоек и войны; великий Кутузов; Андрей Болконский – философ и харизматическая личность. Что их роднит между собой? А то, что, кроме войны, для них другой жизни не существует. Образ Кутузова в «Войне и мире» в этом отношении просто идеально нарисован. Его даже, как Илью Муромца, для спасения Отечества с печки стянули.
В романе «Война и Мир» нет лжи ни обыкновенной, ни той, которая сказана ради красного словца. Лев Толстой безжалостно справедлив в изображении своих героев. Он их не осуждает никогда, но и не расхваливает. Даже Андрея Болконского, казалось бы, своего любимого героя, он не делает образцом для подражания. С ним рядом жить – это мука, потому что он тоже рыцарь войны даже в мирное время. Смерть и предсмертная любовь Наташи были ему наградой, потому что он по сути своей души Наполеон, который страшнее реального Наполеона. Его все любили, а он – никого. Душевная мощь этого рыцаря войны сказывалась даже тогда, когда к нему перед смертью снизошло умиротворение. Под его влияние попал даже добрейший человек – Пьер Безухов с безграничным сердцем, а это уже такая опасность для мира, что хуже самой кровавой войны.
Раскол в небесах
Андрей Болконский лежал на поле под Аустерлицем и видел небеса. Над ним раскрылась бесконечность. И вдруг подъезжает Наполеон со свитой. «Вот – прекрасная смерть!», – молвил тот, кто ничего не смыслил ни в смерти, ни, тем более, в жизни. А что может понимать в данном вопросе тот, который не чувствует жизни в другом человеке? Вопрос риторический. И сцены войны в романе «Война и мир» все риторические.
Почему война и мир в жизни рядом?
Толстовское изображение войны в романе «Война и мир» неотделимо от изображения мира, потому что в реальной жизни они единосущны. А русский гений рисует именно реальную жизнь, а не то, что ему бы хотелось видеть вокруг себя. Его философские рассуждения в произведении довольно примитивные, но в них больше правды, чем в мыслях высоколобых ученых. Ведь человек не есть формула на бумаге.
Страсти говорят чаще сильнее разума. Каратаев не потому мудр, что умен, а потому, что жизнь впитал каждой частицей своего тела: от мозга до кончиков ногтей. В романе отражена единосущность бесконечного процесса жизни, в котором - бессмертие рода людского, а значит, и каждого человека в отдельности.
И треснул мир напополам - дымит разлом
Болконский на операционном столе, а рядом с ним пилят ногу Анатолю Курагину. И первая мысль в голове Андрея: «Зачем он здесь?» С такими мыслями любая сцена в жизни человеческой в единый миг готова обратиться в батальную сцену. Война в романе «Война и мир» не только там изображается, где стреляют пушки и бегут люди в штыковую атаку. Когда кричит мать об убитом младшем сыне, разве это не батальная сцена? А что может быть более батальным, чем то, когда два человека разговаривают о жизнях и смертях миллионов людей, которых оба и в глаза не видели? Расколот свет небесный на войну и мир, расколот.
Красота жизни в романе «Война и мир»
Лев Толстой безжалостен в изображении человеческих образов, безжалостен и в изображении самой жизни человеческой. Но красота ее видится в каждом слове великого романа. Безухов вытаскивает из огня ребенка, ищут мать. Кто-то сонно отвечает на вопросы, окаменев от бед. Но сам Безухов и его бездумные поступки воспринимаются читателями, как необычайная красота человеческой души.
Невзрачный Тушин, который ядра руками бросает в неприятеля, вырастает в мифического прекрасного великана не только в его воображении. Он становится сродни тому дубу, с которым разговаривал Андрей Болконский. Сцена совещания генералов после Бородинского сражения подана в романе через восприятие ребенка. И как красиво выглядит то, как увидел и запомнил ребенок совещание: «Дедушка проснулся, и все его послушались»!
Дотянуться до небес
После написания романа «Война и мир», по мнению многих критиков, Льву Николаевичу Толстому только дважды удалось подняться на вершину сверхправдивого литературного искусства – в «Дьяволе» и в «Исповеди», но ненадолго.