"Мороз и солнце..." - интерпретация стихотворения А. С.Пушкина
«Пушкин – наше всё!» Эти слова, знакомые с детства, глубоко и верно оттеняют суть пушкинской поэзии. В ней действительно есть всё: и лёгкая, светлая печаль несбывшихся надежд, и мудрое приятие не всегда справедливых законов жизни, и яркая вера с дружбу и любовь, а главное – понимание бесценности каждого мгновения нашего земного бытия. Оттого девизом ко всему творчеству поэта можно взять строки его «Вакхической песни»: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
«Зимнее утро» - к вопросу о тематике стихотворения
В лирике Пушкина настолько всё гармонично и соразмерно, что порой бывает сложно вычленить основную тему стихотворения или его идею. К примеру, о чём эти, заучиваемые нами ещё с начальной школы строки: «Мороз и солнце, день чудесный»? О красоте ясного зимнего утра? Или о радости лирического героя по поводу установившейся наконец-то погоды после бурного ненастья? Или о счастье его от того, что и ночь миновала, и заря сверкает на морозных узорах стёкол, и от горящей печки струится живительное тепло, а рядом она – сонная, милая, любимая… Чему же посвящено стихотворение «Мороз и солнце…»? Пейзажной лирике, любовной, философской? Чтобы разобраться в этом, следует проанализировать произведение.
Композиция
По своему композиционному строению «Зимнее утро» можно отнести к стихотворению-монологу с элементами диалога. Лирический герой – поэт – обращается «милому другу», призывая пробудиться ото сна, насладиться яркими красками сказочно прекрасного утра. Его восторгает пейзаж, раскрывающийся из окна: безбрежные русские просторы и раздолье зимы-матушки. В стихотворении «Мороз и солнце…» мы не слышим ответных реплик. На переднем плане только он – восторженный поэт, его душа, переполняемая эмоциями. Возлюбленная дана всего лишь намёками, штрихами: «…ты печальная сидела…», «…нынче погляди в окно…» и т. д. Однако прелестная картина «Мороз и солнце…» имеет ещё одного героя, не менее важного, чем поэт. Это - русская природа, от совершенства которой у него захватывает дух. Внутренние состояния обоих – человека и природы – находятся в полном единстве и гармонии.
Контраст и его роль
Пушкин «Мороз и солнце...» строил не только как лирический монолог человека, открытого радостям и красоте мира. Использовал поэт и приём контраста. Задаётся он с первой же строфы: «день чудесный/ещё ты дремлешь», навстречу «северной Авроры» (заре) явись «звездою севера» (т. е. не менее прекрасной, чем сама заря). Такое противопоставление со скрытым сравнением довольно характерно для образной системы Пушкина. Вся вторая строфа - описание зимней бури и душевного унынья, бледных тонов и полуоттенков. Но последняя строка в ней совершенно противоположна по смыслу и является своего рода мостиком, позволяющим логично перейти к восхищению русской зимней сказкой. Она интригует, завораживает, волнует. В третьей строфе мы видим контраст сверкания белых снегов и тёмной полоски леса, но они находятся скорее в диалектическом единстве, чем реальном противопоставлении. Подобные моменты прослеживаются и далее по всему тексту. Таким образом, стихотворение «Мороз и солнце...» как произведение поистине гениальное, гармонично объединяет разные явления, находя между ними тончайшие точки соприкосновения.
От быта к бытию
У Пушкина нет мелочей. В его поэзии важно всё: цвет, предметность, звуковой фон, даже запахи. К примеру, четвёртая строфа. Казалось бы, что в ней особенного? Обыденная обстановка комнаты: печка, лежанка, наверняка полка с книгами, окно как выход во внешний мир. А между тем, как «вкусно», заманчиво описано всё в этой части стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный»! Комната озарена янтарным блеском, т. е. тёплым, золотистым, пронизанным солнцем; пылинки танцуют в воздухе; всё кажется таким радостным и светлым, как в детстве. Отсюда логично вытекает и не какой-нибудь, а именно «весёлый» треск огня в печи. Его отблески сквозь заслонку смешиваются солнечными зайчиками. Всё вместе и создаёт ту атмосферу уюта, жизнерадостности, счастья бытия и полноты ощущений, которые столь редки и тем так ценны в нашей жизни. Здесь важна каждая деталь: и книга, с которой «приятно думать», и «кобылка бурая», на которой можно прокатиться «по утреннему снегу».
Тема и идея
Каковы же тема и идея стихотворения? Что поэт хотел сказать? Конечно, произведение относится к жанру пейзажной лирики, точнее - пейзажно-психологической, потому что восприятие природы здесь дано не абстрагировано, а через внутреннее состояние лирического героя – поэта. Это его глазами мы видим, его чувства становятся уже нашими чувствами. Но происходит не механическое наложение, отнюдь! Наш собственный жизненный и эстетический опыт являются тем индикатором, который выверяет правдивость тональности пушкинской лиры. И этот индикатор подсказывает: поэт правдив каждой своей строчкой! Таким образом, тема стихотворения – человек и природа, взаимоотношение человеческой души с миром природы. А идея состоит в том, чтобы показать, как под воздействием красоты природы пробуждается творческая составляющая в человеке.