Метро "Тимирязевская" - история станции, интересные факты и легенды

Станция метро "Тимирязевская" открылась в марте 1991 года в составе участка "Савеловская" - "Отрадное". Изначально планировалось открыть ее раньше, но из-за недофинансирования пришлось переносить сроки. В итоге станцию запустили с недоделками - пол был загрязнен строительным мусором, надписи на табличках еще не высохли.

Архитектура "Тимирязевской" посвящена теме взаимоотношений природы и человека. Это связано с нахождением рядом аграрного университета имени К.А. Тимирязева, в честь которого названа станция. Оформление выдержано в "цветочных" мотивах - на путевых стенах размещены стилизованные металлические цветы, а по центру зала стоят колонны с коваными цветами наверху.

Несмотря на оригинальное решение, многим архитекторам оформление станции не понравилось из-за чрезмерно большого пространства, которое получилось давящим и мрачноватым.

Уникальная конструкция

Станция «Тимирязевская» уникальна для Московского метро. Она единственная в столице имеет особую конструкцию. То есть является односводчатой (без колонн и пилонов) и при этом находится глубоко под землей. Остальные станции подобного типа в Москве располагаются на совсем небольшой глубине. Примеров много: «Библиотека им. Ленина» (12 метров), «Сходненская» (6 метров), «Кантемировская» (8 метров) и т.п.

«Тимирязевская» же располагается в 63,5 метрах под поверхностью. До тех пор, пока не открыли станцию «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии, «Тимирязевская» была самой глубокой платформой в столице. Сейчас она по этому показателю занимает пятое место, уступив еще несколько позиций станциям «Фонвизинская», «Окружная» и «Верхние Лихоборы», которые заработали в 2018 году.

Вообще односводчатые станции глубокого заложения придумали в Ленинградском метрополитене. В 1975 году там открылись «Политехническая» и «Площадь Мужества». Технология позволяла добиться почти полной механизации процесса, то есть без лишнего использования ручного труда. Да и строить было достаточно удобно. Но во второй половине 1990-х от станций такого типа решили отказаться. Дело в том, что их нужно было строить непрерывно. Без возможности законсервировать участок. В те времена имелись проблемы с финансированием, поэтому о непрерывности речи не шло.

Цветочное оформление

Архитектура станции метро «Тимирязевская» посвящена теме взаимоотношений природы и человека. Это неудивительно, ведь поблизости находится Тимирязевская академия, специализирующаяся на сельском хозяйстве. Отсюда и название станции, а также ее флористическое оформление.

Своды «Тимирязевской» получились рельефными, имитирующими природные формы и текстуры. Чтобы подчеркнуть растительные мотивы, в оформлении использованы необычные светильники-торшеры. Их внешний вид до сих пор вызывает споры, но на самом деле эти объемные металлические композиции призваны изображать тюльпаны.

Торшеры словно вырастают из клумб, роль которых играют круглые скамейки вокруг железных стеблей. Эти своеобразные цветы из нержавеющей стали призваны олицетворять мир природы в урбанистическом пространстве подземки.

В торцах станции располагаются монументальные мозаичные панно, выполненные по технике флорентийской мозаики. На стороне, где нет выхода в город, изображен Климент Тимирязев с учениками во время занятий в саду. На панно видны стол с микроскопом, лупа, а также разнообразная флора.

Мозаика над эскалаторами более абстрактна и напоминает женские фигуры в лесу или саду. Причудливые пышные деревья создают эффект слияния людей с природой. Нечеткий свет заставляет гадать - это полнолуние или яркий солнечный день?

Таким образом, весь облик станции метро «Тимирязевская» пронизан мотивами цветочного оформления. Тюльпаны, клумбы, мозаики со сценами из сада - все это призвано напоминать пассажирам о красоте живой природы даже в самом сердце мегаполиса.

Комментарии