Леонид Филатов - биография, фильмография и произведения
Жизнь этого актера была яркой, как полет метеора, и, к сожалению, почти столь же короткой. Советским кинозрителям восьмидесятых годов он сразу запомнился: стремительный, сухопарый, с пронзительным взглядом и выразительным хищным лицом. После «Экипажа» в коротком списке отечественных секс-символов появилось еще одно имя - Леонид Филатов. Фильмография его на тот момент уже насчитывала полдюжины работ, но после первого советского фильма-катастрофы, яркого, с нереальным сюжетом, но вполне живыми персонажами, артист стал знаменитым. И все же работа в настоящем искусстве была впереди.
Казань-Ашхабад
У мальчика, родившегося в Казани в 1946 году, было счастье, редкое в послевоенные годы - отец-фронтовик. Девичья фамилия его мамы была такой же, как и у папы, они оба Филатовы. Это совпадение объясняется просто: девушки во время войны переписывались с незнакомыми бойцами Красной Армии, и когда в трудовом коллективе распределяли «подшефных», она выбрала своего однофамильца. После Победы молодые люди познакомились лично и понравились друг другу, в результате чего и появился на свет их сын, Филатов Леонид. Биография будущего актера связана с двумя городами: Казанью, где он родился, и Ашхабадом, где провел почти все раннее детство. Через семь лет семья, к сожалению, распалась, мама забрала Леню в Пензу, но позже юноша вернулся в Ашхабад. В пятнадцатилетнем возрасте он проявил свой литературный талант, написав басню, опубликованную в «Комсомольце Туркменистана». Гонорар был небольшой, но его хватило на скромные подарки родным, несколько билетов в театр и кино, и даже осталась какая-то сумма, которую молодой человек гордо выдал бабушке на мелкие расходы.
Склонность к искусству. К какому?
Интерес к искусству у Леонида был, что называется, в крови. Позже, в зрелые годы, он сказал, что актером быть не мечтал, просто стал им, потому, что других способов проявить себя не видел. Профессиональным литератором Филатов тоже себя не видел, как и режиссером. Что-то в жизни его не сбылось, возможно, нечто уникальное, чего не было доселе. При этом во всех ипостасях ему удалось сделать что-то выдающееся, проявив незаурядный талант. А пока шел поиск. Особый интерес вызывало все, что касалось кинематографа (особенно французского), но и театр, и литература были ему не чужды.
Поступление в «Щуку»
После средней школы в 1965 году Леонид Филатов отправился в Москву, намереваясь поступить во ВГИК, чтобы стать режиссером. План этот не удался, для участия в конкурсе нужно было иметь экспликацию и макет, а абитуриент об этом не знал (возможно, что в тот момент он даже не ведал, что это такое). К тому же срок подачи документов вышел, и поступать пришлось в «Щуку» (училище им. Щукина), что тоже оказалось непросто, но увенчалось успехом. Курс вели Л. Н. Шихматова и В. К. Львова, соучениками стали Русланова, Кайдановский и Дыховичный.
Шалости студенческие…
Студенческая жизнь казалась беззаботным приключением, сосед по комнате в общаге Вова Качан оказался талантливым музыкантом, и друзья предавались сочинению веселых хулиганских песен, очень популярных среди друзей (про оранжевого кота, например, или пьяных цыган). Впрочем, бывали и другие шалости, казавшиеся безобидными, но одна из них не обошлась без последствий. Друзья увязали ручки дверей, находившихся на противоположных сторонах коридора на женском этаже общежития (они, конечно же, открывались внутрь комнат), а затем постучали в них. К удовольствию шутников поднялся страшный визг, и все бы обошлось, если бы не тот факт, что одной из студенток, подвергшихся розыгрышу, оказалась иностранка (из Болгарии), которая к тому же была в положении, называемом почему-то «интересным». Кто-то «стуканул», в результате слушатели Борис Галкин, Владимир Качан и Леонид Филатов лишились дешевого жилья. Им пришлось снять квартиру на Герцена, это было дорого, но здесь им точно никто помешать не мог.
…и шалости талантливые
Бывали шалости, в которых угадывался талант литератора. Сам ректор Борис Захава поверил, что пьеса, представленная ему студентами, написана Артуром Миллером, и даже одобрил их удачный выбор. Когда же выяснилось, что это неправда, а автор - Леонид Филатов, то не мог скрыть обиды за то, что его так ловко провели. Вообще, подписывать свои произведения экзотическими именами (Ля Биш, Чезаре Джаватини и др.) было свойственно молодому актеру, пробующему перо. Атмосфера творческой свободы, царившая в училище, прекрасно гармонировала с внутренним состоянием студента, он запросто мог прогулять неинтересную лекцию, предпочтя ей посещение какого-то знаменитого закрытого кинопоказа или выставки.
Театр
1969 год. Идет «второй призыв» в знаменитую таганскую труппу через пять лет после создания театра. Любимов, которого почти вся советская интеллигенция считает гением, хочет пополнить актерский коллектив. В результате в труппу попадают Дыховичный Иван, Шаповалов Виталий, Галкин Борис, Сайко Наталия, Пороховщиков Александр и Филатов Леонид. Биография этих артистов теперь навсегда связана с культовым театром на Таганке.
Филатов и Райкин
Как раз тогда поступило очень заманчивое предложение из Ленинграда. Константин Райкин, тоже учившийся в Щукинском училище, показал своему знаменитому отцу пьесу - дипломную работу, написанную Филатовым, и она произвела впечатление. Аркадий Исаакович часто испытывал дефицит творческих кадров, ему требовались талантливые тексты, а в этот период от него собирались уходить Роман Карцев, Виктор Ильченко и Михаил Жванецкий, недовольные условиями работы, поэтому он собирался пригласить в свой театр Леонида Филатова. Несмотря на очевидную привлекательность предложения и присутствие на встрече Льва Кассиля, классик советской сатиры получил отказ. Главная роль в спектакле «Что делать?» заинтересовала Филатова больше, чем жилплощадь в Ленинграде и многие другие блага, обещанные Райкиным.
Школа человечности
Биография Леонида Филатова была богата встречами с интересными людьми. На Таганке он познакомился с Высоцким, Шнитке, Окуджавой, Параджановым, Ахмадуллиной и многими другими, ставшими для миллионов советских граждан нравственными ориентирами. Дружба талантов подстегивала творческую инициативу, здесь проявлялись лучшие человеческие качества, такие как гражданская смелость и внутренняя свобода, а предательство и трусость открыто презирались. Умению жалеть, способности прощать актер Леонид Филатов научился в этом замечательном театре, ставшем для него своеобразным университетом истинного благородства и, конечно же, актерского мастерства.
Жены
Лидия Савченко, коллега по творческому цеху, стала первой женой актера. В конце семидесятых Леонид Филатов страстно влюбился в Нину Шацкую, бывшую тогда женой Золотухина. Они долго противились этому чувству, не желая травмировать своих супругов, но в конце концов любовь взяла свое. После разводов они создали свою семью в 1982 году. Через годы Шацкая полностью опровергла мнение о красивых актрисах, как о взбалмошных и ветреных созданиях: перенеся многие трудности, она осталась верна своему избраннику в самые трагические моменты жизни.
Кинороли
Как и в «Экипаже», где на роль героя-любовника Митта собирался пригласить Даля, в «Избранных» по изначальному замыслу тоже сниматься должен был не Филатов Леонид. Фильмы эти нельзя назвать лучшими работами актера, но именно благодаря им он стал известен массовому зрителю. Первой по-настоящему творческой удачей в кинематографе стала роль театрального режиссера в «Успехе». Тема оказалась близкой и исполнителю главной роли, и всей съемочной группе, состоявшей из актеров русской театральной школы. Далее последовали интереснейшие работы в других замечательных картинах. Не всегда персонажи были положительными, но мало кто мог придать своим антигероям столько обаяния, как Леонид Филатов. Фильмография артиста такова, что по ее строчкам можно изучать летопись эпохи позднего социализма. «Грачи», «Город Зеро», «Забытая мелодия для флейты» и многие другие картины шли с необыкновенным успехом в кинотеатрах огромной страны, да и сегодня, начав смотреть любой из этих шедевров, трудно оторвать взгляд от экрана телевизора.
Таганка-хулиганка
С 1985 по 1987 год Леонид Филатов служил в «Современнике» Галины Волчек. У Юрия Любимова возник конфликт с властями, его лишили советского гражданства, режиссером Театра на Таганке назначили Эфроса, которого труппа невзлюбила, вполне возможно, что незаслуженно. Конфликт коллектива с руководителем носил крайне агрессивный характер, в нем принимал участие и Филатов, хотя и не так активно, как многие другие актеры. Тем не менее из театра он ушел. Когда вернулся Любимов, Эфрос уже умер, и Филатов был единственным, кто раскаялся в травле этого совсем неплохого человека. Потом театр вновь раскололся, ему предложили возглавить «труппу в изгнании», получившую название «Содружества актеров Таганки», но актер отказался.
Сказка – ложь, да в ней намек…
«Сказку про Федота-стрельца, удалого молодца» народ буквально растащил на цитаты сразу после ее публикации в «Юности». Хлестко, емко, выразительно, смешно и всегда злободневно - так можно определить достоинства этого литературного произведения Леонида Филатова. «Получается, на мне вся политика в стране», «Чай не химия какая, чай природные дары…», «мажу утром бутерброд…» и многие другие строчки этой бессмертной поэмы навсегда стали поговорками и пословицами, обогатив наш русский язык. Перу Филатова принадлежат многие стихотворения, некоторые из них в авторском исполнении известны по телепередачам. В 1999 году вышла прекрасная книга «Театр Леонида Филатова» в которую вошло все самое значительное из написанного им: пьесы, пародии, тексты песен, и конечно же «Федот».
Без меня не унывай, чаще фикус поливай…
Уже в восьмидесятые здоровье актера было слабым. Проблемы с сердцем, повышенное давление и другие беды вызывали желание успеть сделать как можно больше, а следовательно, еще более беспощадное отношение к себе. Спасая актера от гипертонии, медики прописали лекарство, вредно влияющее на почки, которые в 1999 году пришлось удалить. Инсульт был перенесен на ногах.
Леонид Филатов совершал последний подвиг, он создал цикл телепередач «Чтобы помнили», посвященный ушедшим актерам. Судьбы их были трагичными, практически все. Говорить ему о них было трудно. И в моральном смысле, да и в физическом тоже.
После операции по пересадке почки любая инфекция или простуда грозили самой страшной бедой. В 2003 году настал день, когда она произошла.
Этого человека забыть нельзя. О таких нужно помнить.