Когда ребенок начинает говорить: важные вехи речевого развития

Речевое развитие ребенка - один из важнейших этапов в жизни каждой семьи. Когда же ребенок должен начать говорить первые слова и фразы? В этой статье мы разберем основные вехи речевого развития от рождения до школьного возраста. Узнаете, как помочь малышу быстрее заговорить и когда стоит обращаться к специалистам.

Доречевой период: от рождения до года

Первый год жизни ребенка называют доречевым периодом. В это время происходит подготовка к появлению речи.

Уже с 2-3 месяцев малыши начинают произносить отдельные гласные звуки, так называемое гуление. Это могут быть протяжные "а-а-а", "у-у-у" и другие варианты. Таким образом ребенок учится управлять своим голосовым аппаратом.

К 6 месяцам появляются первые слоги "ба", "да", "ма". Ребенок с удовольствием произносит целые цепочки слогов, например "бабаба", "дадада". Этот период называют лепетом.

Лепет помогает ребенку научиться координировать дыхание, голос и артикуляцию для произнесения звуков.

К 9-10 месяцам дети уже реагируют на свое имя, могут выполнять простые инструкции ("дай", "покажи"). Это говорит о развитии понимания речи. Параллельно появляются первые осознанные жесты: ребенок кивает головой, машет рукой на прощание.

Первые слова: 1-1,5 года

В возрасте 1-1,5 лет у малышей появляются первые осмысленные слова. Считается нормой, если к 1 году 2 месяцам ребенок говорит хотя бы одно слово, обозначающее конкретный предмет или действие. Например, "мама", "дай", "бух" и т.д.

Первые слова могут быть сокращенными, состоять из 1-2 слогов. Главное, чтобы каждое слово соотносилось с определенным значением и ребенок его понимал.

К полутора годам словарный запас ребенка в норме достигает 30-70 слов. У некоторых детей этот показатель может быть как меньше, так и больше.

Что можно сделать, когда ребенок начинает говорить:

  • Много с ним разговаривать, объясняя свои действия
  • Читать детские книжки, рассматривать картинки
  • Расширять круг общения ребенка с другими детьми

Первые фразы: 1,5-2 года

Около полутора лет у малышей начинает формироваться фразовая речь. Это означает, что ребенок соединяет 2-3 слова в простые высказывания.

Первые фразы обычно не имеют грамматической структуры и могут звучать как "Мама, дай", "Мячик упал" и т.п. Главное - ребенок учится выражать свои желания при помощи слов.

Считается нормой, если к 2 годам 2 месяцам у ребенка появляются первые фразы из 2 и более слов. Если к этому возрасту малыш по-прежнему изъясняется только отдельными словами, родителям стоит обратиться к специалистам.

В этот период важно развивать артикуляцию ребенка, пополнять его словарный запас новыми словами. Можно придумывать простые стишки, песенки, игры со звукоподражанием.

Предложения и бурный рост словаря: 2-3 года

К трем годам дети начинают говорить простыми предложениями из 3-4 слов. В отличие от ранних фраз, предложения имеют грамматическую структуру:

Мама читает книжку.
Я хочу сок.

В это время происходит так называемый "лексический взрыв" - стремительный рост словарного запаса ребенка. За короткий срок малыш усваивает десятки новых слов, активно ими пользуется.

К трем годам словарь здорового ребенка в среднем достигает около 200 слов. Этот показатель может варьироваться.

Чтобы поддержать активную речевую деятельность, родителям стоит:

  • Много разговаривать с ребенком, объясняя все вокруг
  • Расширять кругозор малыша: читать, гулять, рассматривать картинки
  • Не перебивать и дослушивать, когда ребенок говорит

Таким образом формируется база для дальнейшего полноценного речевого и общего развития ребенка.

Развитие речи дошкольника: 3-6 лет

В возрасте от трех до шести лет происходит активное речевое развитие дошкольника.

За этот период словарный запас ребенка возрастает до 1500-2500 слов. Малыш начинает понимать многозначность слов, использовать синонимы и антонимы.

Фразы усложняются, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами. Ребенок осваивает использование различных частей речи и грамматических категорий.

Чтобы поддержать речевое развитие, рекомендуется:

  • Много читать, обсуждать прочитанное
  • Организовывать игры и занятия с другими детьми
  • Пополнять словарный запас, объясняя значения новых слов

Речевые навыки к началу школы

К 6-7 годам у ребенка активный словарный запас достигает примерно 3000 слов. К этому возрасту малыш может:

  • Правильно произносить все звуки родного языка
  • Пересказать небольшой текст или рассказ
  • Придумать и рассказать собственную историю
  • Поддерживать беседу на разные темы

Для подготовки к школе важно развивать фонематический слух ребенка, звукопроизношение, учить определять количество слов в предложении.

Возможные нарушения речевого развития

Когда ребенок начинает говорить, зависит от многих факторов. Иногда из-за различных причин возникают нарушения речевого развития.

Основные причины:

  • Наследственная предрасположенность
  • Неврологические проблемы
  • Осложнения беременности или родов

При появлении отклонений от нормы развития речи очень важно обратиться к специалистам - логопеду, психологу, неврологу. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучше.

Распространенные нарушения речи у детей:

  • Задержка речевого развития
  • Дислексия
  • Дисграфия

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Семья играет огромную роль в том, когда ребенок начинает говорить и насколько грамотной будет его речь.

Родителям важно создавать в доме речевую среду: много разговаривать с малышом, читать книги, петь песенки. Необходимо давать ребенку правильный речевой пример, при этом терпеливо исправляя ошибки.

Нужно организовывать игры и занятия, направленные на развитие речи. Очень полезно придумывать домашние театрализованные постановки, стимулирующие речевую активность ребенка.

Развитие речи в детском саду и школе

Посещение детского сада благотворно влияет на речевое развитие ребенка. В коллективе сверстников ему приходится больше разговаривать, чтобы общаться и играть вместе.

В детском саду проводятся специальные занятия с логопедом, направленные на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

В школе продолжается целенаправленное обучение родному языку на уроках, а также изучаются иностранные языки. Большое значение имеет внеклассная работа: кружки риторики, школьные театры, конкурсы чтецов.

Современные гаджеты и речевое развитие

Неконтролируемое использование гаджетов и просмотр мультфильмов могут негативно повлиять на речевое развитие ребенка.

Для детей до 3 лет лучше вообще исключить гаджеты. Для дошкольников ограничить экранное время до 30 минут в день.

Однако правильно подобранные игры и мультфильмы могут помочь обогатить словарный запас, закрепить произношение.

Со скольки дети начинают говорить: влияние пола

Существуют некоторые гендерные различия в речевом развитии детей.

Девочки в среднем начинают говорить немного раньше мальчиков. У них богаче словарный запас. Мальчики чаще имеют нарушения речи.

Это связано с особенностями развития мозга и более поздним созреванием речевых зон у мальчиков.

Как помочь ребенку заговорить: советы родителям

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, родителям рекомендуется:

  • Создавать речевую среду дома, много разговаривать
  • Читать книжки, рассматривать картинки
  • Играть в речевые игры, придумывать стихи
  • Не форсировать, а терпеливо ждать появления речи

Своевременное речевое развитие - залог успешного будущего ребенка. Поэтому так важна поддержка родителей в этом процессе.

Развитие речи и интеллекта

Речь и интеллект тесно взаимосвязаны. Чем богаче речь ребенка, тем выше его способности к мышлению и обучению.

Родителям важно развивать не только речь, но и познавательные способности малыша: внимание, память, логику, воображение. Это можно делать в игровой форме.

Как развивать речь ребенка: игры и упражнения

Для развития речи подойдут такие игры и упражнения:

  • Чтение, пересказ и инсценировка сказок
  • Придумывание историй и рассказов
  • Игры в рифмы, сочинение стихов
  • Игры со звуками и словами
  • Речевые логические задачи

Все это поможет активизировать речевые способности и мышление ребенка, подготовит его к школе.

Проблемы в развитии речи: когда обращаться к врачу

Если к 3 годам ребенок:

  • Плохо разговаривает или не говорит совсем
  • Путает или неправильно произносит звуки
  • Плохо понимает обращенную речь

Необходимо обратиться к педиатру или детскому неврологу для обследования и консультации.

Коррекция речи у детей

При выявленных нарушениях речи проводится коррекционная работа:

  • Занятия с логопедом
  • Консультации психолога
  • Медикаментозное лечение
  • Логопедический массаж

Важно начать занятия как можно раньше, тогда результат будет лучше.

Речь ребенка и общение в семье

Для полноценного речевого развития ребенка очень важно ежедневное общение с родителями и другими членами семьи. Это стимулирует речевую активность малыша.

Развитие речи на разных возрастных этапах

Речевое развитие ребенка проходит ряд этапов с рождения до школьного возраста.

От 0 до 1 года - доречевой период: появление гуления, лепета, понимания обращенной речи.

1-1,5 года - первые осмысленные слова, рост словарного запаса.

1,5-2 года - формирование фраз из 2-3 слов, увеличение объема фраз.

2-3 года - появление простых предложений, "лексический взрыв".

3-6 лет - обогащение словаря, освоение грамматики, связной речи.

6-7 лет - ребенок свободно разговаривает, может составлять рассказы.

Факторы, влияющие на речевое развитие

На речь ребенка влияют:

  • Общение в семье
  • Интеллектуальное развитие
  • Состояние здоровья
  • Посещение детского сада
  • Генетическая предрасположенность

Признаки нормального речевого развития

Нормальное речевое развитие характеризуется:

  • Появлением речи в срок
  • Плавным увеличением словарного запаса
  • Правильным звукопроизношением
  • Умением выражать мысли

Речевые игры для детей

Эффективны такие речевые игры:

  • Звукоподражание
  • Придумывание рифм
  • Инсценировка сказок
  • Игры со словами

Они развивают фонематический слух, речевую активность, воображение.

Пути преодоления речевых нарушений

Чтобы преодолеть проблемы с речью, нужно:

  • Ранняя диагностика
  • Коррекционные занятия с логопедом
  • Терпение и внимание родителей
  • Комплексный подход
Комментарии