Т-95 «Черный орел»: история создания и развития, особенности конструкции

Российский танк Т-95 «Черный орел», известный также как «Объект 640», до сих пор остается одной из самых загадочных и малоизученных боевых машин в истории отечественного танкостроения. Этот экспериментальный образец, созданный в 1990-х годах, так и не пошел в серию, однако многие его конструктивные особенности оказали влияние на последующее развитие российских танков.

В данной статье мы подробно разберем историю создания, конструкцию и боевые возможности этого уникального «черного» танка, а также попытаемся разобраться, почему столь перспективная машина была свернута и так и не дождалась серийного производства.

История создания «Черного орла»

Разработка перспективного танка «Черный орел», получившего обозначение «Объект 640», началась в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения в 1980-х годах. Эта машина должна была стать преемником основного советского танка Т-80У, принятого на вооружение в 1985 году.

В основу «Черного орла» было положено удлиненное шасси Т-80У с 7 опорными катками. Это позволило усилить лобовую броню корпуса и устранить слабые места в районе смотровых приборов механика-водителя. Корпус разделялся на 3 изолированных отсека, в боковых из которых размещались топливные баки. Экипаж располагался ниже уровня башни.

Башня «Объекта 640» имела утолщенную броню, наклоненную под большими углами для повышения защитных свойств. Она собиралась из 2 симметричных отсеков, жестко соединенных на общем основании. Боекомплект хранился в отдельном модуле с вышибными панелями.

Особенности конструкции

Основной особенностью конструкции танка «Черный орел» являлось использование удлиненного шасси с 7 опорными катками, в отличие от 6 катков у его предшественника Т-80У. Это позволило конструкторам увеличить длину корпуса почти на 1 метр и установить дополнительную пару поддерживающих катков в задней части.

Удлинение корпуса дало возможность усилить верхнюю лобовую деталь брони, которая была уязвимым местом на предыдущих моделях танков. Кроме того, появилась возможность ликвидировать ослабленную зону в районе смотровых приборов механика-водителя за счет более рационального размещения агрегатов трансмиссии.

Внутреннее пространство корпуса танка «Черный орел» было разделено на 3 изолированных герметичных отсека. В боковых отсеках размещались топливные баки, а центральный отсек объединял отделение управления и боевое отделение. Такая компоновка повышала живучесть экипажа и машины в целом.

Еще одной особенностью нового танка стало размещение экипажа полностью внутри корпуса ниже уровня башни. В отличие от Т-80У, где механик-водитель и командир находились в корпусе, а наводчик - в башне, на «Черном орле» весь экипаж размещался в бронированной капсуле под башней.

Доступ к рабочим местам членов экипажа осуществлялся через отдельные люки в корпусе и крыше башни. Сиденья всех членов экипажа были регулируемые и имели два фиксированных положения - походное и боевое. В боевом положении экипаж располагался ниже уровня погона башни, что улучшало защищенность.

Еще одним нововведением стала башня принципиально новой компоновки, собранная из двух симметричных броневых отсеков, жестко соединенных на общем основании. Такая схема позволила увеличить толщину брони башни по сравнению с Т-80У на 20-25% без существенного увеличения массы.

Внутренние и наружные боковые стенки башни выполнялись в виде усеченных пирамид, что обеспечивало эффективные углы наклона брони. Дополнительная защита экипажа достигалась за счет размещения противорадиационных экранов по бортам корпуса и противоосколочного экрана со стороны отделения управления.

Вооружение и защита «Черного орла»

Основным вооружением танка «Черный орел» являлась 125-мм гладкоствольная пушка, полностью унифицированная с орудиями, стоявшими на танках Т-72Б, Т-80У и Т-90. Это орудие обеспечивало высокую огневую мощь и использовало все современные типы боеприпасов, включая противотанковые управляемые ракеты.

Боекомплект к основному орудию составлял 32 выстрела, которые размещались в автомате заряжания, встроенном в нишу башни. Автомат представлял собой съемный бронированный модуль, что облегчало дозарядку в полевых условиях.

Для повышения живучести боеукладка размещалась в отдельной капсуле с вышибными панелями, которые отводили ударную волну от экипажа в случае детонации боекомплекта. Такая схема хранения боекомплекта впервые применялась на танке «Черный орел» и впоследствии была реализована на «Армате».

В качестве дополнительного вооружения танк оснащался 7,62-мм спаренным пулеметом ПКТ, установленным в шаровой установке над орудием, и 12,7-мм зенитным пулеметом «Корд», размещенным на дистанционно управляемой турели.

Для постановки дымовых завес танк имел 8 дымовых гранатометов, установленных по бортам башни. Дымовая завеса могла быстро скрыть танк с тыла и с флангов от противника.

Защита танка «Черный орел» обеспечивалась модульной комбинированной броней корпуса и башни, дополненной динамической защитой «Контакт-5» и комплексом активной защиты «Дрозд-2», предназначенным для перехвата и уничтожения противотанковых боеприпасов.

Модульная броня включала вертикально расположенные многослойные модули из высокопрочных материалов. Между слоями размещались элементы динамической защиты и противоосколочные экраны. Такая схема бронирования обеспечивала высокий уровень защиты от всех типов противотанкового оружия.

Кроме того, для повышения защищенности от облучения и поражения осколками внутри корпуса устанавливались противорадиационные экраны по бортам и противоосколочный экран со стороны отделения управления. Таким образом, танк «Черный орел» имел очень высокий для своего времени уровень комплексной защиты.

Причины сворачивания проекта

Несмотря на многообещающие результаты испытаний и высокий инновационный потенциал, танк «Черный орел» так и не был принят на вооружение российской армии. Существовал ряд причин, по которым работы над этим перспективным проектом в конечном итоге были свернуты.

Во-первых, в 1990-х годах, когда велась разработка «Объекта 640», из-за экономических трудностей в стране резко сократилось финансирование оборонной промышленности. У государства просто не было средств для запуска в серийное производство дорогостоящего нового танка.

Во-вторых, после распада СССР и окончания «холодной войны» отпала необходимость в массовом производстве тяжелых танков.

В-третьих, несмотря на прорывные решения, реализованные в «Черном орле», по многим параметрам он уступал последним модификациям Т-80 и Т-90, уже состоявшим на вооружении. Доработка проекта потребовала бы дополнительных затрат.

В-четвертых, в 1997 году, когда был изготовлен первый опытный образец, уже велась разработка танка «Объект 195», позже переименованного в Т-95. Этот танк с самого начала рассматривался как основа танков вооруженных сил РФ в XXI веке.

Хотя «Объект 640» и опередил Т-95 в плане создания опытного образца, принято было решение сосредоточить усилия на более перспективном на тот момент проекте Т-95. Работы над «Черным орлом» постепенно сошли на нет.

Таким образом, комплекс финансовых, политических и технических факторов предопределил прекращение работ над многообещающим проектом танка «Черный орел», так и не получившим шанса на запуск в серийное производство.

Влияние на разработку Т-14 «Армата»

Несмотря на то, что танк «Черный орел» так и не был принят на вооружение, многие инновационные решения, реализованные в этом проекте, нашли применение при создании современного российского танка Т-14 «Армата».

В частности, при разработке «Арматы» была использована идея размещения экипажа в бронированной капсуле, изолированной от боевого отделения. Такая схема впервые применялась на «Черном орле» и обеспечивает повышенную защиту экипажа.

Принцип модульной компоновки бронекорпуса, реализованный на «Объекте 640», также получил развитие на «Армате». Модульная схема позволяет гибко наращивать защиту танка путем добавления дополнительных бронемодулей.

Еще одно новшество «Черного орла» - размещение боекомплекта в изолированном отсеке с вышибными панелями - было учтено разработчиками «Арматы» для повышения живучести танка.

Современная российская система активной защиты «Афганит», установленная на Т-14, решает ту же задачу, что и комплекс «Дрозд-2» на «Черном орле» - обеспечивает перехват входящих противотанковых средств.

Наконец, несущая способность усиленного шасси и мощность силовой установки «Черного орла» позволили бы разместить на этой машине 152-мм орудие, как на «Армате». Таким образом, этот не реализованный проект значительно повлиял на создание современного российского танка.

Комментарии