"Каждому свое": что означает данное выражение?

Выражение "каждому свое" имеет давнюю историю, восходящую к античности. Изначально оно означало принцип справедливости - каждый должен получать по заслугам и не вмешиваться в чужие дела. Однако со временем, особенно после использования нацистами, фраза обрела негативный оттенок.

В статье прослеживается эволюция смысла выражения от идеалов античности до современного восприятия через призму нацизма. Показано, как со временем может меняться контекст устоявшихся фраз.

Истоки выражения в античной философии Платона

Выражение "каждому свое" восходит к основам античной философии Греции. В своем трактате "Государство" Платон отмечал, что справедливость заключается в том, чтобы "каждый делал свое и не вмешивался в дела других". Философ полагал, что каждый человек должен действовать в соответствии со своими способностями и возможностями, чтобы таким образом служить обществу в целом.

Платон также считал, что каждый должен получать по заслугам и не может быть лишен своего по праву. Таким образом, в понимании древнегреческого мыслителя принцип "каждому свое" означал справедливое воздаяние и невмешательство в чужие дела при условии выполнения своего долга перед обществом.

Идеи Платона оказали влияние на последующее формирование концепции социальной справедливости, согласно которой каждый индивид должен вносить посильный вклад в общее благо, а общество в ответ обеспечивать достойные условия жизни для всех своих членов. Так зародилось понимание принципа "каждому свое", получившее впоследствии широкое распространение.

Толкование принципа Цицероном в Древнем Риме

Римский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон (106 до н.э. – 43 до н.э.) внес значительный вклад в развитие и толкование принципа "каждому свое". В своих произведениях Цицерон рассматривает этот принцип в контексте понимания справедливости.

В трактате "О законах" Цицерон пишет: "Итак, первый закон - быть преданным государству, второй - уважать права других. Из этих обязанностей проистекает высшая слава, достоинство, справедливость, а также все добродетели... Что же касается правосудия, которое каждому воздает должное, то какое оно имеет отношение к богам?"

Здесь Цицерон говорит, что справедливость заключается в том, чтобы отдать каждому то, что ему должно, или "каждому свое". Этот принцип рассматривается им как одна из высших добродетелей наряду с преданностью государству и уважением прав других.

В трактате "Об обязанностях" Цицерон развивает эту мысль дальше: "Из справедливости проистекает то правило, которому мы должны всегда следовать, заключающееся в том, чтобы никому не причинять вреда, если только нас не провоцируют несправедливостью. Общее же определение справедливости состоит в том, чтобы каждому отдавать должное".

Таким образом, Цицерон трактует "каждому свое" как основополагающий нравственный закон, который обеспечивает гармонию в обществе. Этот принцип предполагает уважение прав и интересов других людей, приоритет общего блага и справедливую оценку заслуг каждого человека.

Использование в средневековых орденах и цехах

В эпоху Средневековья принцип "каждому свое" получил широкое распространение в деятельности рыцарских и духовно-рыцарских орденов, а также в цеховых корпорациях ремесленников.

Так, девизом ордена Черного орла, учрежденного в 1701 году прусским королем Фридрихом I, стала латинская фраза "Suum cuique". Этот девиз отражал стремление ордена вознаграждать каждого из его членов в соответствии с личными заслугами перед королем и государством.

Схожим образом принцип использовался и в уставах рыцарских орденов - ордена Храма, Тевтонского ордена, Ливонского ордена и других. Согласно уставам, каждый рыцарь награждался или наказывался по справедливости, в соответствии со своими доблестными или недостойными деяниями.

В цеховом устройстве средневековых городов "каждому свое" также играло важную роль. Согласно цеховым уставам, каждый мастер и подмастерье получал соразмерно качеству и количеству своего труда при распределении работ и доходов. Этот принцип обеспечивал справедливость и солидарность внутри цехов.

Любопытно, что даже в католических катехизисах того времени присутствовало толкование седьмой заповеди "Не укради" как "Предоставь каждому свое". Это указывает на то, что "каждому свое" воспринималось церковью как важная христианская добродетель.

Вместе с тем, принцип далеко не всегда соблюдался на практике ни орденами, ни цехами. Например, цеховые старшины зачастую злоупотребляли своим положением и присваивали львиную долю доходов, нарушая справедливое распределение.

Таким образом, в Средние века принцип "каждому свое", с одной стороны, активно декларировался различными сословно-корпоративными объединениями, но с другой - на практике его реализация была далеко не идеальной. Тем не менее, стремление к справедливости и вознаграждению каждого по достоинству явно прослеживается.

Извращенное применение нацистами в концлагерях

Одно из наиболее циничных и извращенных применений принципа "каждому свое" произошло в нацистской Германии. Нацисты использовали этот лозунг для оправдания своих преступлений и бесчеловечного обращения с узниками лагерей.

В 1937 году над входом в концлагерь Бухенвальд появилась надпись auf Deutsch "Jedem das Seine" ("Каждому свое"). Аналогичные надписи были сделаны и в других Освенциме, Дахау, Заксенхаузене. Этот циничный лозунг должен был олицетворять "справедливость" нацистов по отношению к узникам.

В действительности же "каждому свое" в исполнении СС означало лишь то, что каждый узник лагеря получит по заслугам, то есть будет мучиться, пока не умрет от голода, болезней, побоев и непосильного труда. Для евреев, цыган и других "неполноценных" народов нацисты вообще отрицали право на жизнь.

Известный узник Бухенвальда Эли Визель в своих воспоминаниях писал:

"Над воротами красовалась надпись “Jedem das Seine”. Циничная насмешка - ведь никто из нас не получал здесь своего. Ни еды, ни одежды, ни сна, ни жизни. Все было отнято сразу, как только мы переступили этот порог ада".

Так нацисты демонстрировали полное извращение и подмену исходного смысла принципа "каждому свое", заложенного еще в античности.

Любопытно, что и сами охранники концлагерей иногда оправдывали свои зверства именно фразой "каждому свое". Вот что показывал на Нюрнбергском процессе Рудольф Хесс, комендант Освенцима:

"Я никогда сам не избивал заключенных и не убивал их.. Но я позволял палачам делать свое дело, ведь если враг не получит по заслугам, это несправедливо".

Так нацисты до предела извратили смысл этого принципа справедливости, фактически использовав его для оправдания самых страшных преступлений против человечества в истории.

В результате после войны само выражение "Jedem das Seine" стало нарицательным и символизирующим чудовищную несправедливость и бесчеловечность нацизма по отношению к своим жертвам.

Восприятие выражения в современности

В современном мире к выражению "каждому свое" сложилось двоякое отношение. С одной стороны, изначальный гуманистический смысл этого принципа справедливости по-прежнему актуален и находит отклик в обществе. Но с другой стороны, устойчивая историческая ассоциация с нацизмом придает этой фразе негативный оттенок.

В Германии и других странах Европы, переживших ужасы нацизма, выражение "Jedem das Seine" воспринимается крайне негативно и символизирует бесчеловечность и жестокость. Употребление этого лозунга там фактически приравнивается к отрицанию Холокоста и прославлению нацизма.

В то же время в США, Латинской Америке и некоторых других странах к этой фразе относятся более нейтрально, рассматривая в ее изначальном смысле справедливого воздаяния каждому по его заслугам. Так, например, девизом военной полиции Бундесвера остается латинское "Suum cuique".

Любопытно, что в современных дискуссиях о справедливости как раз поднимается вопрос о том, возможно ли в принципе "каждому воздаяние по его заслугам". Ведь заслуги человека во многом зависят не только от него самого, но и от социальной среды, в которой он вырос.

Поэтому все чаще говорят не о "формальной" справедливости в духе этого принципа, а о "содержательной" - то есть о необходимости обеспечить всем членам общества достойные условия жизни вне зависимости от их личных качеств и достижений.

"Справедливо ли наказывать человека за преступление, если он вырос в нищете и социальном неблагополучии? Может быть, его самого нужно рассматривать как жертву несправедливости общественного устройства?"

Это один из примеров современных дискуссий вокруг принципа "каждому свое".

Также много споров вызывает использование этого принципа для оправдания социального и имущественного неравенства, например, когда богатство рассматривается как "заслуженное вознаграждение" за талант предпринимателя.

Однако большинство исследователей сходятся в том, что полностью отрицать мораль этот принцип нельзя. В каком-то смысле идея "каждому свое" все еще сохраняет позитивный потенциал.

Так, в современном праве и юриспруденции сохраняется установка на "индивидуализацию" наказания с учетом всех обстоятельств дела и личности виновного. А в экономике стимулирование человека в зависимости от его вклада по-прежнему воспринимается как справедливый мотивирующий механизм.

Комментарии
А что,в древней Греции разговаривали на латыни?
какой-то же циник приказал это выковать на воротах концлагеря, мерзавец