Метро "Тульская" - тайны станции, скрывающейся в тенях
Станция метро «Тульская» была открыта 8 ноября 1983 года. Изначально планировалось назвать ее «Даниловской», но в итоге решено было дать имя по расположенной рядом Большой Тульской улице. «Тульская» построена по типовому проекту из монолитного железобетона. Глубина залегания - всего 9,5 метра. Несмотря на кажущуюся обыденность, станция хранит немало загадок и тайн.
Первоначальные планы оформления в тематике Тулы
Согласно первоначальным планам, оформление станции метро «Тульская» должно было быть посвящено городу-герою Туле. В частности, в торцах станционного зала планировалось разместить тематические панно, рассказывающие о подвиге этого героического города в годы Великой Отечественной войны.
- Панно должны были напоминать пассажирам о мужестве и стойкости туляков, отстоявших свой город в суровую годину.
Однако в процессе строительства от задуманного оформления пришлось отказаться по ряду причин. Возможно, не хватило финансирования или изменились приоритеты в оформлении станций метро. Так «Тульская» обзавелась довольно скромным интерьером без отсылок к своему героическому «крестному» городу. Тем не менее, несмотря на отсутствие задуманного оформления, станция «Тульская» по праву считается одним из красивейших мест Московского метрополитена.
Архитектурные особенности «Тульской»
Станция метро «Тульская» была открыта 8 ноября 1983 года в составе Серпуховско-Тимирязевской линии. Она построена по типовому проекту - односводчатая станция мелкого заложения. Глубина заложения составляет 9,5 метров.«метро тульская» «Тульская» имеет два подземных вестибюля, расположенных между Большой Тульской улицей и Холодильным переулком. Выходы в город осуществляются на следующие объекты: «москва метро тульская»
- улица Даниловский Вал
- площадь Серпуховская Застава
- улица Серпуховский Вал
- Большая Тульская улица
Путевые стены станции облицованы белым мрамором. Пол выложен серым гранитом. По краям свода проходит геометрический орнамент из лепнины. В центре потолка расположены оригинальные светильники ромбовидной формы. Изначально планировалось оформить станцию в тематике города-героя Тулы, установив на торцах платформы тематические панно, посвященные подвигу Тулы в годы Великой Отечественной войны. Однако в итоге эти планы реализованы не были. В декабре 2023 года в вестибюле No2 была установлена инсталляция «Портал в Тулу» в рамках проведения международной выставки-форума «Россия». Это одно из немногих изменений в оформлении станции с момента ее открытия.
Малоизвестные факты о станции метро
Станция метро «Тульская» за свою почти 40-летнюю историю накопила немало интересных фактов, которые известны далеко не всем.«метро тульская»
Вот некоторые из них:
- Изначально станция проектировалась под названием «Даниловская», по исторической местности Даниловская слобода. Однако перед самым открытием ее переименовали в «Тульскую» по находящейся рядом Большой Тульской улице.
- В 1991 году предлагалось вернуть станции историческое название «Данилов монастырь», по расположенной неподалеку достопримечательности. Однако это предложение так и не было реализовано.
- Глубина залегания «Тульской» составляет всего 9,5 метров. Это одна из самых мелких станций Серпуховско-Тимирязевской линии.
- При движении от центра «Тульская» является последней мелкого заложения перед переходом на глубокое.
- Станция расположена на Садовом кольце, пересекая его под прямым углом.
- Вблизи «Тульской» находится один из старейших мостов Москвы через Москву-реку - Большой Устьинский мост, построенный еще в 1938 году.
- На станции сохранилась одна из старых схем метро, где линии обозначались не цветами, а цифрами. «Тульская» относится к 4-й, Серпуховско-Тимирязевской линии.
- Вестибюли станции расположены прямо под проезжей частью Большой Тульской улицы.
- Один из вестибюлей «Тульской» совмещен с надземным пешеходным переходом.
- В своде станции использованы уникальные светильники ромбовидной формы, которых больше нет ни на одной станции Московского метро.
Как видно, несмотря на то, что «Тульская» - типовая станция мелкого заложения, за годы эксплуатации она обзавелась своими «изюминками», которые делают ее по-настоящему уникальной.
Перспективы развития «Тульской»
Несмотря на то, что станция «Тульская» эксплуатируется уже более 40 лет, у нее есть потенциал для дальнейшего развития. Рассмотрим основные перспективы этой станции.
- Во-первых, существуют планы по организации на «Тульской» пересадки на проектируемую Рублево-Бирюлевскую линию метро. Это позволит разгрузить Кольцевую линию и создать удобную транспортную связь юго-запада Москвы с центром. Для реализации этого проекта потребуется реконструкция существующей станции.
- Во-вторых, в перспективе возможно возвращение к идее оформления станции в тематике города Тулы. Эти планы существовали еще на этапе проектирования «Тульской», но так и не были воплощены. Тематическое оформление придаст станции уникальность и позволит рассказать пассажирам об истории и достопримечательностях Тулы.
- В-третьих, в будущем не исключена модернизация облицовки станции. Нынешняя отделка интерьера уже несколько устарела и не соответствует современным тенденциям дизайна метро. Обновление облицовки и освещения сделает «Тульскую» более современной и комфортной для пассажиров.
- В-четвертых, в перспективных планах развития метро значится увеличение пропускной способности «Тульской» за счет организации пересадок на наземный транспорт непосредственно из вестибюлей станции. Это позволит сократить пассажиропотоки по подземным переходам и разгрузить станцию.
- В-пятых, в дальней перспективе не исключено продление Серпуховско-Тимирязевской линии метро на юг от «Тульской» в район Нагатинской поймы. В этом случае значимость станции как транспортно-пересадочного узла возрастет.
Также в отдаленной перспективе рассматривается вариант устройства выхода из «Тульской» непосредственно на платформы Павелецкого направления МЖД. Это значительно улучшит транспортную доступность района. Кроме того, власти Москвы не исключают реконструкцию Большой Тульской улицы с полным переустройством развязки у станции метро. Это потребует частичной перепланировки подземных коммуникаций станции.
Таким образом, несмотря на возраст и типовую архитектуру, «Тульская» обладает потенциалом для модернизации и дальнейшего развития. Реализация перспективных проектов позволит превратить ее в современный транспортно-пересадочный узел и улучшить транспортное обслуживание юга Москвы.