Диссонанс - что это такое? Понятие и сущность
Диссонанс - одно из фундаментальных понятий музыкальной теории, характеризующее качество созвучия. В широком смысле диссонанс - это неблагозвучное, резкое сочетание звуков, воспринимаемое как напряженное. Диссонанс противопоставляется консонансу - созвучию, которое слух воспринимает как гармоничное, устойчивое.
Хотя консонанс и диссонанс часто объясняются с научной точки зрения - математическими соотношениями тонов, - на самом деле восприятие гармонии очень субъективно и меняется с течением времени. То, что в одну эпоху казалось резким диссонансом, в другую может стать мягким и приятным.
Определение диссонанса
Диссонанс - это неблагозвучное, негармоничное, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятное ощущение. Диссонанс противопоставляется консонансу - приятному, гармоничному звучанию. Консонанс и диссонанс - ключевые понятия музыкальной теории, характеризующие взаимодействие одновременно звучащих тонов.
Хотя для объяснения диссонанса часто используются акустические и математические аргументы, он не является абсолютной физической данностью. Восприятие диссонанса носит субъективный характер и меняется с течением времени. Многие сочетания звуков, которые раньше казались невыносимыми, со временем становятся приемлемыми.
Диссонанс - что это? Это один из ключевых вопросов музыкальной теории на протяжении веков. Понимание диссонанса постоянно расширялось по мере развития музыки. Диссонанс играет важную роль в создании напряжения и драматизма в музыкальных произведениях.
В классической гармонии диссонансами считаются септимы, секунды, тритон и другие интервалы. В современной музыке понимание диссонанса стало еще более широким. Диссонанс уже не обязательно требует разрешения в консонанс. Композиторы активно используют диссонанс для создания оригинальных гармоний и новаторского музыкального языка.
Диссонанс и консонанс
Диссонанс и консонанс являются фундаментальными понятиями в теории музыки. Они характеризуют приятность или неприятность созвучия одновременно звучащих тонов. Несмотря на то, что для объяснения консонанса и диссонанса часто привлекаются акустические и математические аргументы, на самом деле они не являются абсолютными категориями и во многом зависят от субъективного восприятия.
Консонанс - это созвучие, воспринимаемое как благозвучное и сливающееся. К классическим консонансам относятся унисон, октава, квинта, кварта, большие и малые терции и сексты. Диссонанс - это созвучие, воспринимаемое как неблагозвучное из-за отсутствия «сплавленности» тонов. К диссонансам традиционно относят секунды, септимы, все альтерированные интервалы.
Соотношение консонанса и диссонанса постоянно менялось на протяжении истории музыки. Например, в эпоху Средневековья терции и сексты считались диссонансами, а в эпоху Возрождения перешли в разряд консонансов. В современной музыке границы между консонансом и диссонансом еще больше стерлись. Тем не менее, эти понятия до сих пор играют важную роль в музыкальной композиции.
- Консонанс создает ощущение покоя и стабильности.
- Диссонанс вносит напряжение, требует разрешения в консонанс.
Искусное чередование консонанса и диссонанса позволяет композитору управлять музыкальным развитием, создавать нужный эмоциональный эффект.
Виды диссонанса
Диссонанс бывает разных видов. Прежде всего, различают диссонансы по степени их остроты, или напряженности. С этой точки зрения выделяют мягкие и жесткие диссонансы. К мягким относятся большая секунда, малая септима и увеличенная кварта. Жесткими диссонансами считаются малая секунда, большая септима и уменьшенная квинта.
Еще одна классификация диссонансов основана на том, подготовлен ли диссонирующий интервал или аккорд консонансом или нет. Так появляются понятия подготовленного и неподготовленного диссонанса. Подготовленный диссонанс звучит мягче и плавнее, чем неподготовленный.
Наконец, диссонансы делят на проходящие и задержанные. Проходящий диссонанс - это диссонирующий звук, который сразу разрешается в ближайший консонанс. Задержанный диссонанс дольше звучит на одном месте перед разрешением.
Комбинируя эти классификации, можно выделить, например, мягкий подготовленный проходящий диссонанс или жесткий неподготовленный задержанный диссонанс. Таким образом, существует множество разновидностей диссонанса, каждая из которых по-своему воздействует на слушателя.
Историческое развитие понимания диссонанса
Понимание диссонанса на протяжении истории менялось. В античности пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) проводили аналогию между консонансом и гармонией мира, противопоставляя ему диссонанс как хаос. К консонансам они относили октаву, квинту и кварту - все остальные созвучия считали диссонансами. Позднее консонансами стали считать и терции с секстами.
В средние века (XIII-XV вв.) происходит дальнейшее расширение представлений о консонансе за счет включения в эту категорию трезвучий. В то же время четвертые и септимы по-прежнему считались диссонансами. Лишь в XVI веке мажорное и минорное трезвучия окончательно перешли в разряд консонансов.
На рубеже XVI—XVII веков композиторы начинают свободно применять диссонансы без предварительной подготовки консонансами. В XIX веке в музыке романтизма диссонанс используется для выражения драматических коллизий, а в XX веке грань между консонансом и диссонансом фактически стирается.
Таким образом, понимание консонанса и диссонанса не является абсолютным, а меняется с течением времени в связи с эволюцией музыкального языка и слуховых предпочтений.
Диссонанс используется в музыке для создания напряжения и последующего разрешения в консонанс. Этот контраст играет большую роль в музыкальной выразительности.
Роль диссонанса в современной музыке
В музыке XX-XXI веков произошла радикальная трансформация функции диссонанса. Если раньше диссонанс трактовался как неустойчивый элемент, требующий разрешения в консонанс, то в новейшей музыке это ограничение снято.
Композиторы авангарда активно используют диссонанс как самостоятельное выразительное средство. У Стравинского, Шенберга и других авторов диссонирующие созвучия звучат открыто, не разрешаясь в традиционные консонансы. Такая техника письма резко меняет звуковой облик музыки, придавая ей остроту и напряженность.
Диссонанс в современных сочинениях - не просто вспомогательный элемент музыкального языка, а полноправная категория наряду с консонансом. Более того, грань между этими понятиями становится все более условной. Как сказал Арнольд Шенберг, «нет диссонансов в музыке, есть только диссонансы в музыкантах».
Таким образом, эмансипация диссонанса - один из ключевых процессов в эволюции музыкального мышления XX-XXI столетий, расширяющий выразительные возможности искусства звуков.
Диссонанс в других видах искусства
Хотя понятие диссонанса возникло применительно к музыке, в дальнейшем оно стало использоваться и в других видах искусства, прежде всего в поэзии и литературе. Здесь диссонанс означает столкновение, контраст разнородных элементов.
В стихосложении выделяют такое явление, как диссонансная рифма – это рифма неблагозвучная, режущая слух, основанная на столкновении несочетаемых звуков. Примером может служить знаменитая пушкинская рифма «любовь-кровь».
В литературе диссонанс часто возникает при соединении несовместимых пластов повествования, стилистических пластов, разрушающих целостность произведения.
Таким образом, диссонанс как художественный прием, основанный на контрасте, активно используется во многих видах искусства – от музыки до живописи. Это одно из главных средств создания выразительности и напряженности произведения.
Психологические аспекты диссонанса
Помимо художественной сферы, понятие диссонанса активно используется и в психологии. Здесь речь идет о так называемом «когнитивном диссонансе», то есть несоответствии между убеждениями, представлениями человека и реальным положением дел.
Диссонанс в психологии означает внутренний конфликт человека, столкновение противоречивых мыслей и эмоций, что ведет к дискомфорту и напряжению. К примеру, человек узнает что-то, что разрушает его прежние представления о мире или о самом себе.
Понятно, что когнитивный диссонанс болезненно переживается личностью. Возникает потребность как-то разрешить это противоречие, преодолеть дисбаланс. Варианты такого разрешения могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивный путь – это переосмысление сложившихся взглядов, их коррекция на основе новых знаний о реальности. Деструктивный – игнорирование или искажение новой информации ради сохранения прежних убеждений.
Таким образом, в психологии диссонанс трактуется как важный механизм личностного развития и изменения картины мира. Правильное разрешение когнитивных диссонансов ведет к росту и обогащению внутреннего мира.
Использование диссонанса в композиции
Хотя диссонанс в музыке долгое время воспринимался как нечто нарушающее стройность и целостность звучания, в композиции он выполняет очень важную роль.
Диссонанс в сочинении – это мощное средство создания напряжения и драматизма, благодаря контрасту со стабильным фоном консонирующих созвучий. Диссонирующий аккорд или интервал заостряет внимание, предвещает развитие музыкальной мысли.
При этом композиторы используют не только собственно диссонансы, но и их разрешение в устойчивые консонансы. Эта техника известна как «задержание» - когда диссонанс не сразу переходит в следующее созвучие, а как бы «зависает» на месте, а затем резко «падает» в консонанс по законам голосоведения.
Задержание, равно как и открытое звучание самих диссонансов, позволяет композитору добиваться ярких драматургических и психологических эффектов - изображать столкновение противоборствующих сил, кризис, потрясение и т.п.