Кем был Маяковский? По страницам творчества поэта

Среди представителей русского искусства было немало мастеров, реализовавших себя в разных сферах творчества. Не только замечательным поэтом, но и талантливым музыкантом и математиком был дипломат А. С. Грибоедов. Прекрасные картины рисовал М. Ю. Лермонтов. Живопись, музыка и литература почти в равной степени притягивали к себе Л. Пастернака. Не остался в стороне в этом перечне гениальных личностей и Маяковский. Он оставил после себя ярчайший след не только в русской советской поэзии, но и многих других сферах нашей культуры.

Грани таланта

Кем был Маяковский – вопрос отнюдь не праздный. Со страниц школьных учебников на нас несколько исподлобья, строго и взыскательно смотрит серьёзный мужчина с крупными, выразительными чертами лица. Глаза буравят пронзительно, словно хотят спросить: «А что ты сделал для революции и новой, советской власти? Чем пожертвовал на благо страны?» Кем был Маяковский и какое право имел судить своих современников и потомков? Ответ прост. В первую очередь Поэтом, поставившим свой огромный талант на службу революционной России. Личностью, определившей развитие отечественного искусства на много лет вперёд. Новатором в области стихосложения, теории литературы. Великим экспериментатором рифм, ритмов, образов. Но и это далеко не все из перечня тех профессий, кем был Маяковский! Художник-карикатурист, чьи плакаты в РОСТА в течение трех лет не только сообщали о внешней и внутренней политике, обстановке на фронтах, но и служили отличным агитационным средством. Редактор революционного литературного журнала. Актёр кино, режиссёр и сценарист, драматург, публицист – вот кем был Маяковский за свою недолгую, но чрезвычайно яркую и насыщенную творческую жизнь. Подобно комете промчался он по небосклону русского искусства, оставляя после себя сияющий свет.

Маяковский-сатирик

Именно сатира – тот литературный жанр, в котором в большей степени реализовался поэт. Творчество Маяковского можно условно разделить на несколько периодов. Но и ранние его произведения, и стихи зрелой поры объединяет одно: полное неприятие и едкое высмеивание мещанства, пошлости, грубости и бездуховности жизни во всех её проявлениях. «Пощёчиной общественному вкусу», нарочито эпатажными образами, обобщёнными до символов-гротесков, насыщены его стихи – от первых, напечатанных в сборниках литературного общества «Гилеи» («Вам», «Ночь»), до лучших образцов советского периода: великолепных «Прозаседавшихся», «О дряни» и многих других. Да и пьесы свои драматург и поэт Маяковский сочинял тоже в ярких сатирических тонах. «Клоп» и «Баня» - не просто литературные снимки с общества того времени. Они актуальны и сейчас, ибо приспособленцы и моральные уроды, увы, до сих пор себя не изжили.

Маяковский-лирик

Громогласный поэт-глашатай, Владимир Маяковский, считал своей главной задачей улучшение, облагораживание жизни, способствование всеобщему счастью, раздувание того самого «мирового пожара», который уничтожит в своём пламени порабощение физическое и рабство духовное, станет источником рождения новой психологии нового человека – свободного, независимого, трудящегося на благо себя и своего народа. Но мало кто знает, что Маяковский – тонкий, пронзительный лирик, создавший потрясающие по трогательности и трагическому накалу стихи. Он не зря сравнивал сердце поэта с хрупкой, беззащитной, прекрасной бабочкой. Достаточно вспомнить его знаменитое «Лиличка!», чтобы перед нами предстал совсем иной лирический герой: нежный, ранимый, любящий преданно и самоотверженно. «Татьяне Яковлевой», «Про это», «Письмо товарищу Кострову…» и многие другие произведения на любовную тему – яркий пример того, насколько разносторонне его дарование. Что интересно: во многих лирических текстах мы явственно прослеживаем нотки гражданской поэзии Некрасова. Владимир Владимирович тоже считал, что интимное, сокровенное должно тесно переплетаться с гражданским, общественным. Кстати, как и у Некрасова, личная жизнь Маяковского была драматична. Он не оказался в числе баловней судьбы, любимчиков женщин. Каждый его роман был, скорее, трагедией, нежели стечением счастливых мгновений. И покинул он этот мир, оказавшись в плену противоречий любовных, творческих, идеологических. Гордиев узел проблем «разрубил» пистолетный выстрел.

Оценка творчества

Художественная система Маяковского состоит из множества элементов, часто противоречащих друг другу, но в его творчестве составляющих уникальный органический сплав. Здесь есть всё: фантастическая феерия и античная трагедия, эпическая драма и мистерия «буфф», комедийность переплетается с напряжённым лиризмом, а сатира соседствует с героическим пафосом. Поэмы и стихи о советском народе, о тех трудностях, которые он преодолевает, исполнены оптимизма и твёрдой веры в победу нового строя. Сатира помогает бороться с пережитками прошлого и уродливыми гримасами настоящего. И только лирика обнажает душу поэта, натянутую как струна и пронзительно звенящую при каждом прикосновение к ней.

Комментарии