Калужское шоссе: реконструкция. План реконструкции развязки МКАД и Калужского шоссе
Дорожные работы создают неизбежные проблемы всем, кто проезжает по трассе. У человека за рулём возникает риторический вопрос: "Неужели без этого невозможно было обойтись?" Но на одной из старейших подмосковных дорог этот вопрос ставился иначе и совершенно конкретно: "Когда начнётся реконструкция Калужского шоссе?"
Дальше откладывать было невозможно
Транспортная инфраструктура больших мегаполисов, к которым, без сомнения, относится и Москва, является важнейшей системой жизнеобеспечения для их многочисленного населения. Система транспортных коммуникаций формируется на протяжении многих лет и десятилетий. Не меньшее значение для больших городов имеют магистрали, обеспечивающие сообщение с регионами. И неизбежно наступает момент, когда невозможно обойтись без кардинальных инженерных решений, направленных на реконструкцию того, что перестало соответствовать требованиям времени. Промедление неизбежно приведёт к ухудшению ситуации. Именно этими обстоятельствами и обусловлена реконструкция Калужского шоссе, план которой окончательно утверждён и принят к исполнению. Дорожные работы в настоящее время уже начались и ведутся в нарастающем темпе.
Из истории
Калужское шоссе, реконструкция которого началась в апреле текущего года, является одной из важнейших транспортных магистралей, обеспечивающих сообщение Москвы с регионами, расположенными от неё в южном и западном направлениях. Трасса эта, обозначаемая в современных автодорожных атласах как автомобильная дорога федерального значения А-130, достигает границы с Белоруссией. По территории Подмосковья она проходит по Старой Калужской дороге, одному из самых древних путей сообщения в российской истории. Статус шоссе дорога получила при Государе Императоре Николае Первом. По этой трассе осуществлялось сообщение столицы с Киевом и Варшавой, но по странному стечению обстоятельств в город Калугу ведёт другая дорога. С географической точки зрения, Калужское шоссе является прямым продолжением современной Профсоюзной улицы в Москве.
Проблемы юго-западного направления
Чтобы увеличить пропускную способность дороги и избавиться от постоянно возникающих на всём её протяжении пробок, следует увеличить количество полос движения и предоставить общественному транспорту отдельную выделенную полосу. Проект реконструкции Калужского шоссе предусматривает расширение трассы на самых напряжённых участках в два и даже в два с половиной раза. Основная сложность здесь не столько в технической, сколько в административной сфере. Дело в том, что юго-западное направление очень востребовано. Поэтому свободные земельные участки, по которым должно пройти расширение трассы федерального значения, по обеим сторонам дороги найти практически невозможно. Даже если на территории нет застройки, участок имеет своего владельца. И расстаться с ним без выгоды для себя никто не захочет. Без отторжения прав собственности на землю невозможно будет расширить Калужское шоссе, реконструкция которого, впрочем, позволяет обойтись без сноса жилых объектов на всей дистанции проведения работ. Для приемлемого решения земельного вопроса административным органам Подмосковья приходится прикладывать значительные усилия.
Что предстоит сделать
Чтобы превратить дорогу в современную автостраду, недостаточно простого её расширения и увеличения полос движения. Калужское шоссе, реконструкция которого должна завершиться примерно через два года, получит целый ряд инженерных инфраструктурных объектов. Важнейшим из них, безусловно, является развязка на пересечении с МКАД. После завершения работ она станет соответствовать современным требованиям. Проект реконструкции Калужского шоссе, схема которого предусматривает организацию бессветофорного движения, включает в себя возведение и обустройство девяти других пересечений на разных уровнях. Это развязка на Тёплом стане, при подъезде к торговому центру "Мега", разворотные тоннели у населённых пунктов Мамыри и Газопровод, мостовой переход через реку Сосенку, два тоннеля в районе жилого комплекса дубровка и эстакада на приближении к посёлку Воскресенское. На всём протяжении трассы появятся 27 остановок общественного транспорта, оборудованных специальными павильонами.
Этапы большого проекта
В полном соответствии с основами логистики, реконструкция Калужского шоссе, схема которого содержит значительное число сложных инженерных объектов, разбита на три этапа. Это позволяет концентрировать все имеющиеся в наличии мощности на скорейшем завершении каждого из участков и в конечном итоге всего проекта. Протяжённость первого участка составляет около тридцати километров, от пересечения с кольцевой автодорогой до посёлка Воскресенское. На втором этапе реконструкции работы будут производиться на дистанции пути от Воскресенского до города Троицка. И на завершающем третьем этапе - на участке от Троицка до ЦКАД.
Развязка на Кольцевой автодороге
Одним из самых проблемных мест Калужского шоссе является его начало. Постоянные автомобильные пробки успели стать привычными по мере приближения Профсоюзной улицы к Кольцевой автомобильной дороге. Существующая здесь сегодня двухуровневая автомобильная развязка явно перестала выполнять свою функцию в должной мере. Реконструкция развязки МКАД и Калужского шоссе, схема которого утверждена в принятом к исполнению первом этапе проекта, предусматривает следующие мероприятия: строительство тоннеля с внутренней стороны Кольцевой дороги на Калужское шоссе в направлении области (в результате этого развязка станет трёхуровневой), возведение направленно-разворотной эстакады на внутреннюю сторону МКАД с Калужского шоссе и строительство коллекторно-распределительных боковых проездов вдоль Кольцевой дороги. Боковые проезды будут обустроены по обоим направлениям трассы, они предназначены для разгрузки основной магистрали по мере приближения транспортных потоков к поворотам на развязку. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что весь намеченный цикл работ по реконструкции необходимо выполнить без временного вывода объекта из эксплуатации. Но подобная практика давно уже стала распространённой. При разработке проекта реконструкции данного инженерного сооружения учтён опыт проектирования подобных объектов как в Москве, так и в крупнейших мировых мегаполисах. Автомобильные развязки на пересечении магистральных трасс традиционно считаются самыми сложными и дорогостоящими инфраструктурными объектами.
Объездные участки
Рациональным моментом проекта следует признать решение о строительстве обходных участков вокруг существующих жилых массивов. Старинное Калужское шоссе, реконструкция которого должна превратить его в современную автостраду, проходит через несколько населённых пунктов. Деревня Сосенки, где проектом предусмотрено возведение нового мостового перехода через одноимённую реку, делится существующей трассой на две части. Перейти дорогу не всегда бывает просто из за интенсивного транспортного потока. Обходной участок будет длинней, но движение по нему возможно будет с большей скоростью. На других участках предусмотрено возведение надземных пешеходных переходов.
Калужское шоссе: реконструкция 2014 - сроки завершения проекта
Всех, кто регулярно пользуется данной трассой, не могут не интересовать календарные даты завершения ремонтных работ, которые в настоящее время ведутся в соответствии с утверждённым графиком. Имеющаяся информация обнадеживает - участок до населённого пункта Сосенки должен быть сделан уже в третьем квартале текущего года. Участок до Троицка, согласно утверждённого плана, должен был быть сдан в эксплуатацию через два года после начала работ. Но сегодня график корректируется в сторону уменьшения сроков. И есть все основания предполагать, что работы на этой дистанции будут завершены через 18 месяцев, в 2016 году. О сроках завершения третьей части проекта - участка до ЦКАД - говорить пока ещё преждевременно. Эта часть проекта находится в стадии разработки, и сроки её предполагаемого завершения не утверждены.
Территория Новой Москвы
В июле 2012 года было принято историческое государственное решение о принципиальном изменении географии города Москвы. Значительная часть подмосковной территории вошла в городскую черту. Означает это в том числе и то, что Калужское шоссе перестало быть загородной трассой. У него появились прекрасные перспективы. В ближайшие годы и десятилетия столице суждено будет развиваться в юго-западном направлении. По обеим сторонам Калужского шоссе будут возведены новые современные жилые комплексы, множество коммерческих предприятий и сервисных структур. Повысится инвестиционная привлекательность всего района, расположенного вблизи этой трассы.
Дублирующие направления
В самой ближайшей перспективе Калужское шоссе должно стать одной из основных магистралей Новой Москвы. А означает это, помимо прочего, ещё и необходимость его разгрузки от транспортных потоков. В настоящее время разрабатываются варианты строительства дублирующих трасс, идущих в юго-западном направлении. Первым дублёром Калужского шоссе будет трасса от деревни Сосенки до ЦКАД. Её строительство признано целесообразным на том основании, что Калужское шоссе может не справиться со всем направляющимся по нему потоком транспорта даже после реконструкции. В пользу этого проекта говорит и то обстоятельство, что трасса полностью пройдёт по незастроенной территории. Это не потребует сноса жилья и перекладки подведённых коммуникаций, что положительным образом отразится на бюджете предполагаемого строительства.