Народность это историческая общность людей
Иногда неплохо бывает задуматься и разобраться в смысле ключевых понятий, лежащих в основе бытия человеческого социума. В частности таких как "народ" и "народность". Это фундаментальные определения, без чёткого понимания которых невозможно разобраться в закономерностях, по которым живёт и развивается человеческое общество.
Что говорят об этом классики
Общие представления о национальной идентичности были различными в разные исторические эпохи. Согласно современным, энциклопедически выверенным определениям, народность - это общность людей, сформировавшаяся из родов и племён, исторически проживавших на какой то определённой территории. Народности характеризуются единством языка, обычаев и общей традиционной культуры, которые могут варьироваться в определённых пределах. В соответствии с классическими материалистическими теориями общественного развития, принято считать, что народности мира зародились в момент перехода от исторической родоплеменной эпохи к рабовладельческому и феодальному типам устройства общества. Характерно здесь то, что на земле существуют территории, прежде всего в Экваториальной Африке и Южной Америке, где люди живут в условиях родоплеменного строя. В определённые народности они так и не сформировались.
Нации и народности
По мере развития торговли и ремесленного производства постепенно формируется капиталистический строй. С развитием капитализма происходят изменения общественного устройства, значительно расширяются понятия о национальной идентичности. Народ, объединённый государственностью, формирует единую нацию. Здесь следует отметить тот факт, что в составе единого государства может мирно жить и развиваться две или несколько народностей. Понятия нации и народности очень близки, но далеко не всегда полностью тождественны. Нация может включать в себя несколько этнических групп, а государство - несколько наций. Существование в их границах одного государства невозможно без понятного для всех языка и единого культурного пространства.
Российская империя
Российское государство, по мере расширения своих географических границ, вобрало в свой состав множество больших и малых народностей, исторически проживавших на присоединённых к империи территориях. Основным государствообразующим народом всегда был русский. Но все многочисленные народности России в составе империи не только не были в угнетённом положении, но и получали возможность для национального развития и прогресса. По сложности своего этнического состава Российская империя не имела себе равных в истории человеческой цивилизации. Конкурировать с ней в этом отношении мог только античный Рим. В имперском понимании государственного строительства каждая народность - это составная часть единого целого.
Советский Союз
Сложна и противоречива была национальная политика советского периода истории. В сталинскую эпоху некоторые нации подверглись репрессиям и переселениям с исторически занимаемых ими территорий. Во многих отношениях советская национальная политика перекликалась с лучшими традициями Российской империи. Совершенно уникальной была культурная политика Советского Союза, с точки зрения которой каждая народность - это не просто часть единого целого, но и нечто уникальное. Это выражалось в финансировании и развитии культуры малых народов. Но важнейшим отличием было то, что наиболее крупные народности России получили свои государственные образования в виде союзных и автономных республик в составе единого государства. Такой подход подвёл юридическую базу под будущее разрушение единого государства. Во время крушения Советского Союза его развал происходил точно по границам союзных государств.
Глобальные тенденции
В современном национальном и общественном развитии можно выделить две, на первый взгляд, казалось бы, взаимоисключающие тенденции. Это национализм и интернационализм. Современное промышленное производство всё более приобретает межнациональный характер. Подобные процессы глобальной интеграции не могут не оказывать влияния на образ жизни разных народов. И стиль жизни, и уровень потребления материальных благ всё более унифицируются и выравниваются. Но вместе с тем нивелируются и уничтожаются черты национальной культуры и самобытности. А это нельзя считать позитивной тенденцией. И она встречает всё более сильное неприятие со стороны многих общественных групп. Но и попытка строить стратегию общественного развития на основе национализма не приводит ни к каким положительным результатам. Существование в изоляции и автаркии неизбежно приводит к загниванию и деградации общества и государства. Оптимальным вариантом общественного развития является выстраивание средней линии между двумя существующими концепциями. Они не исключают одна другую.