Как снимают Timelapse в движении? Узнайте, как снимать таймлапс правильно
Первые фотографические отпечатки появились только в начале XIX века, и, понятное дело, они были статичными. «Подвижные» же изображения, названные кинематографией, возникли лишь в конце XIX века, а развились в многообразные ответвления только в двадцатом. И среди всего многообразия выделилась весьма неординарная область кинематографа, названная изначально цейтраферной (замедленной) съемкой, а годы спустя она заимствовала из английского название "таймлапс".
Основные положения
Нет большой разницы между тем, как снимают Timelapse, и тем, как делалась замедленная съемка во времена использования еще пленочных аппаратов. Основной принцип – пониженная частота кадров по сравнению с реальным временем хода события. То есть то, что длится много часов, может быть показано в течение нескольких минут. Например, раскрытие цветка, появление бабочки из кокона, закат или восход солнца.
А теперь несколько слов о том, как снимают Timelapse. Технологически процесс выглядит следующим образом. Огромное количество кадров снимается с одной и той же точки с одинаковым временным промежутком. К примеру, разница между снимками – одна секунда. Для многих длительных процессов промежуток куда длиннее. Далее кадры монтируются в общий видеоряд, демонстрирующий некое событие.
Варианты съемки
Как снимать таймлапс? Существует два способа. Один из них – покадровый, все тот же цейтраферный, в течение которого в моменты перерыва аппаратура просто отключается и ждет команды на возобновление работы. Через определенный интервал времени она включается и делает очередной снимок. Второй способ того, как снимают Timelapse – обычная видеосъемка, которая впоследствии транслируется на ускоренном режиме. Он дает хорошие результаты только в том случае, когда у вас исходно качественное оборудование, а на съемочной площадке есть хорошее освещение. Обычно применяются оба варианта, но профессионалы считают, что второй более качественный и надежный.
Аппаратура и ПО, без которых не обойтись
Перед тем как снимать таймлапс, придется обзавестись необходимыми девайсами и озаботиться нужными программками. Помимо качественного фотоаппарата (желательно – зеркалки, еще лучше – профессиональной зеркалки) обязательным является штатив для камеры. Иначе вы никак не обеспечите постоянный ракурс для объектива. Придется прикупить и бленду (кто не знает – это или прилагающийся к объективу аксессуар, или специальная насадка на камеру, которая обеспечивает защиту от бликов и засветки при сложном или недостаточном освещении). Запасные батареи (аккумуляторы) питания нужны для длительной непрерывной работы – вряд ли поблизости найдется розетка. И для монтажа – ноут. Если его нет, подойдет пульт, но если все равно что-то из них надо покупать, берите лучше ноутбук, он более функционален. Для окончательного сведения ролика воедино понадобится Adobe After Effect; если фрагментов несколько – скачайте Adobe Premiere; очень даже пригодится Adobe Camera RAW (она является частью программы Photoshop).
Выбор способа съемки
Перед тем как снимать таймлапс, надо оценить условия, в которых будет происходить процесс, и определиться, как правильно его осуществить. Солнечным днем и в отсутствие густой тени от окружающих высоток, снимая, к примеру, бег облаков по небу или движение теней от тех же домов, можно делать видеосъемку. Хорошо бы было, чтобы в функции камеры входило умение снятия HD-роликов. Но если съемка идет вечером или в темноте, лучше делать это покадрово – видео вариант явно будет «запорот». В этом случае придется точно рассчитать временной интервал. Исходим из того, что два часа «реала» нужно уложить в 30 секунд. Тогда фото должно сниматься каждые 9,6 секунд. Однако профессионалы всегда перед тем, как снимают Timelapse, делают пробы. Может быть, понадобится больший промежуток, может быть – более короткий, так что на пробный «прогон» придется потратить где-то полчаса.
Если есть возможность видеосъемки, нужно ею воспользоваться, но при этом помнить, что в большинстве аппаратуры отводится на ролик всего полчаса, так что не забываем возобновлять запись.
Необходимые настройки
Перед тем как снимать таймлапс, на объектив надевается бленда, если, конечно, она не встроенная. Блики только испортят общую картину. Штатив ставится максимально устойчиво: малейшие «проседания» сделают ролик недостоверным. Все посторонние «прибамбасы» лучше вырубить. Камера включается в режим Manual Mode. «Белый» баланс ставится мануальный и до конца съемки не трогается. С ISO придется поэкспериментировать: в зависимости от окружающих условий оно колеблется между величинами 100 и 1280, но никогда не выходит за рамки этих значений. Если не предполагается значительное изменение освещенности, экспозиция обнуляется, если ждете рассвета – выставляется минус 1. Снимать обязательно (настойчиво обязательно!) в RAW. В дальнейшем это поможет в работе с экспозицией, борьбе с шумами и во многом другом.
Тайны и секреты
Если вы сделали пробные снимки, просмотрели их и остались удовлетворены результатом, отключите в своем аппарате кадровый просмотр – сэкономите довольно много энергии. Выставленные установки лучше проверить – и не один раз, иногда ошибки делаются чисто машинально. Основные «косяки»: заряд батареи или забытые запасные батарейки (смотря какая камера в наличии); отсутствие свободного места в памяти камеры или на карте; не создана отдельная папка для съемки – многие потом часами ищут нужные файлы только потому, что валят все в общую кучу и не знают названий файлов.
Как собрать все в единое целое
Когда вы уже отсняли все, что собирались, остался только монтаж. Проследите, чтобы все отдельные части вашего фильма были пронумерованы последовательно. Тем, кто этого не знает: нумерация типа «1, 2, 3…» не подойдет, поскольку файл с номером 11 будет следовать сразу за тем, который пронумерован единицей, так что самый первый должен иметь номер как минимум 01 (а может быть, 001 или 0001) – так вам будет проще потом разобраться, что за чем монтировать. Помните, что помимо After Effect, который вам и «сольет» отдельные составляющее в вожделенное конечное совершенство, категорически необходим Photoshop. Вернее, не сам он, а его приложения, которые к нему будут обращаться. С другой стороны, вы можете пользоваться любой другой монтажной программой, их сейчас невообразимое количество, так что можно подобрать ту, что вам по вкусу.
Облегчение процесса
Прогресс, как известно, не стоит на месте. И все его новые достижения направлены на облегчение наших усилий, приложенных к получению определенного результата. В том числе – и к легкому, доступному созданию качественных памяток. В отношении фото- и киноистории любителям в последнее время на помощь пришла компания GoPro. Настолько сильно облегчить работу фотографам и кинооператорам еще никому не удавалось.
Иногда становится обидно: люди порой тратят годы на то, чтобы стать кинооператорами, в то время как снимать таймлапс на GoPro может даже ребенок. Причем эту камеру не надо оберегать от дождя, она не требует особой мускулатуры для переноски (ибо легкая) и профессиональных навыков и знаний для пользования, так как проста в управлении. Правда, стоит аппаратура такого класса немало – от 11 с половиной тысяч (слава Богу, в рублях) самая простая версия до почти 17 тысяч в "продвинутом" варианте. С дополнительными наворотами цена будет, пожалуй, тысяч до 30 – причем в бюджетном исполнении. Но если хочется получить качественный таймлапс, это ведь не препятствие?