Тропари - что это? Какие бывают тропари. Когда они исполняются

Среди многочисленных жанров церковной литургической гимнографии встречаются и такие песнопения, как тропари. Что это такое, и чем они отличаются, скажем, от псалмов? Откуда пришла в православие эта форма благочестивого песнопения? Является ли она всегда рифмованной, или существуют тропари, написанные ритмической прозой? Кому или чему они посвящены? Являются ли они самостоятельным музыкально-поэтическим произведением или это всего лишь сопровождение к чтению Священных Текстов? Вы узнаете ответы на эти вопросы, если почитаете данную статью.

Происхождение

Как и многое другое в православной литургике, тропари пришли к нам из Византии. Название этого церковного песнопения восходит к греческому слову «tropeon», что означает «памятник». Нетрудно догадаться и о значении термина «тропари». Что это литургическое воспоминание о подвижнических подвигах того или иного святого, говорит этимология. Но так было только вначале. Сейчас тропари могут быть посвящены и празднику (в них раскрывается его суть), и даже данному богослужению. В эпоху раннего христианства тропари слагались исключительно для того, чтобы почтить память святых мучеников и сподвижников. Прозой в них повествовалось об их жизни, призвании, совершенных чудесах. С IV – V столетия тропари святым стали писаться рифмой. Еще позже к тексту начала прилагаться и мелодия, подчиняющаяся гласам.

Художественное творчество

В отличие от псалмов, которые в православии также исполняются певчими, тропари не имеют раз и навсегда установленного текста. Вот почему этот жанр более гибкий, хорошо ложится на музыку. Взятый из Псалтыря текст не мог быть изменен, в то время как у тропарей имелись свои авторы и даже композиторы (их называли «распевщиками»). Самым известным из них был Феодор Крестьянин, который создал целый цикл служения для соборов Московского Кремля. Повсеместно на Руси были очень популярны тропари. Что это результат художественного творчества народа, свидетельствует его выразительный, богатый сравнениями язык, множество аллегорических выражений, метафор, ритмичных повторов. В отличие от псалма у тропаря должно быть явное повествовательное начало. Также определенную эволюцию претерпела и мелодика этого песнопения. Она отошла от античной просодии и стала строиться на единообразных по числу слогов строфах.

Еще одно значение термина

Есть исследователи, которые склоняются к другой версии этимологии слова «тропари». Что это слово происходит от греческого «трепо» - «обращаться». То есть призвание этого литургического песнопения – напомнить верующим об истинном значении проповеди священника и службы вообще. Таким образом, эта поэтическая форма кратко формулирует основную «тему дня». Но если чествуется сразу несколько событий, к примеру, воскресенье и день святого, во время одной и той ж литургической службы, читается несколько тропарей. Тогда они перемежаются строфами псалма, который составляет третий антифон. В зависимости от того, к чему или к кому «обращаются» тропари, они могут так и называться (Богородичен, Крестовоздвижен). Если они составлены по подобию ирмоса (по его мелодийной и ритмичной модели), они могут быть краткими песнопениями, составляющими канон.

Типы тропарей

С развитием литургики и гимнографии возникло несколько разновидностей этого песнопения. Во-первых, есть деление по тематике. Есть постные и праздничные тропари. Чаще всего читаются «отпустительные» песнопения, указующие на святого, праздник или явление народу, на прославление иконы. Можно сказать, что это – музыкальная иллюстрация проповеди и всей службы. Тропарь воскресный мог слагаться из нескольких песнопений, перемежаемых чтением Библии и исполнением псалмов. Также есть разделение и по функциям. Так, существует тропарь-стихира, вторящий тексту псалма. Кафизма является вставкой между основными песнями. Ипакои «откликается» на стихиру после малого входа. Кондак – это тропарь третьей и шестой песен канона. И, наконец, ставшая нарицательной катавасия. Это ирмос, который звучит в конце песнопения и исполняется вместе сходящимися хорами.

Знаменитые тропари

Существуют произведения литургической гимнографии, которые прославились настолько широко, что были переведены на другие языки. К этому числу относится тропарь «Свете тихий», созданный для вечерни. Его появление датируется III столетием, поскольку уже Василий Великий упоминает его как древнюю традицию Церкви. Тропарь настолько красив, что был взят на вооружение латинской литургикой (lux tu gloriae). Также известно песнопение на честь Христова воскресения. На Пасху читается сначала этот тропарь, а следом за ним кондак «Аще и в гроб снизошел еси…» Как видим, это произведение может звучать как законченная фраза, а может быть дополнением к другим блокам церковных песнопений. Например, тропарь Богородице – это девятая песнь канона, но также прославление Пречистой Девы вообще.

Комментарии