Как побыстрее выучить стихотворение? Учить стихи наизусть. Тренировка памяти

Среди учеников и родителей широко распространено мнение, что стихи включены в школьную программу лишь для того, чтобы развивать память детей. Однако это не совсем так. Учеными доказано, что существует много упражнений, при выполнении которых происходит тренировка памяти. Стихи являются одним из таких средств. Но поэзия, обладающая огромной силой воздействия на внутренний мир человека, имеет все-таки другое предназначение.

Чего не следует допускать

Человек, лишенный возможности соприкасаться с поэзией, никогда не овладеет своим родным языком в полной мере. Он будет испытывать трудности при выражении мыслей, чувств, переживаний. Даже смысл речи, обращенной к такому человеку, может восприниматься им искаженно.

Что же нужно предпринять во избежание таких серьезных проблем? Оказывается, все очень просто: нужно слушать, читать и учить стихи наизусть.

Когда начинать учить стихи

Вопрос о том, когда с ребенком начинать учить стихи, вполне уместен. Психологи, например, утверждают, что наибольший интерес к чтению наизусть дети проявляют в возрасте 4–5 лет. Но это вовсе не означает, что до четырехлетнего возраста заучивание стихов противопоказано. Просто очень часто бывает так, что дети не испытывают воодушевления от подобных занятий, а иногда даже активно сопротивляются.

Если такое происходит, то взрослые могут пойти на «хитрость». Стихи надо читать вслух, как бы «для себя», специально не привлекая внимания ребенка. Чтение должно быть громким, чтобы малыш мог его слышать. Прием можно использовать с самых первых дней появления крохи на свет. Метод «начитывания стихов» с младенческого возраста в последующие годы непременно даст положительный результат, и запоминание текста (прозаического или стихотворного) никогда не будет для ребенка проблемой.

Влияние поэзии на развитие личности

В детской литературе есть очень много стихотворений, предназначенных для игры. Это всевозможные заклички, приговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, шутки. Без такого стишка, выученного наизусть, игра не состоится, так как литературное произведение в этом случае является частью забавы или самой игрой.

К положительным моментам можно отнести еще и то, что дети заучивают рифмованные строки самостоятельно, со сверстниками или детьми старшего возраста, которые уже могут знать секреты того, как побыстрее выучить стихотворение. Привлечения взрослых не требуется, и это хорошо. Так лучше развиваются коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера ребенка.

Интерес малыша к чтению и заучиванию стихов может перерасти в увлечение поэзией, что, возможно, станет началом собственного творчества.

Как задействовать память

Взрослые, давая ребенку совет о том, как выучить стих по литературе, должны иметь представление о стадиях памяти, и о том, какое значение имеет каждая из них в выполнении задания.

После первичного ознакомления с содержанием стихотворения срабатывает память чувственного восприятия. Она играет свою роль в процессе запоминания, так как благодаря ей возникают определенные образы, чувства. Процесс протекает непроизвольно, без какого-либо напряжения.

Кратковременная память начинает действовать, когда человек проявляет усилия воли. В данном случае ученик старается удерживать текст стихотворения в уме, повторяя его. Мысленно фиксирует слова, фразы.

Долговременная память – главная составная часть всей системы. Это своеобразное хранилище информации о том, что составляет жизнь человека, его культурный багаж.

Чтобы стихотворение надежно отложилось в "голове", оно должно пройти через все три стадии.

Обогащение словарного запаса

Регулярная работа с поэтическими текстами позволяет значительно обогатить активный словарный запас ребенка. На это направлены, например, задания такого вида, где взрослый просит найти в тексте стихотворения сравнения. Например, с чем поэт сравнивает березу, закат, снег, небо... Нужно просить ребенка находить слова, которыми автор рисует то или иное явление природы, событие и т. д.

Выполнение подобных заданий ускорит процесс запоминания текста наизусть.

Развитие образного мышления и сценических способностей

Мыслеобразы способны «раскрасить» внутренний мир человека, сделав его живым, ярким и отзывчивым. Создавать широкие просторы и живописные пейзажи в воображении можно при помощи поэтического слова.

Если перед ребенком постоянно встает вопрос "как побыстрее выучить стихотворение", то совет о тренировке воображения будет очень полезен для него. Пусть он сделает своей привычкой не только слышать поэтический текст, но и видеть все, что описано в нем, ощущать запахи, прикосновения, звуки.

Во время заучивания предложите ученику встать перед зеркалом или на воображаемую сцену. Пусть он «увидит» зрителей, которые пришли послушать его. Исполнение стихотворения должно быть таким, чтобы внутренние чувства зрителей всколыхнулись, стали более живыми. При этом у исполнителя должны быть аналогичные ощущения.

Как читать стихи

Существует по меньшей мере два типа чтения – для развлечения и ради познания. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Если человек знает, зачем он читает, то ему будет легче решить, как надо это делать.

Когда перед ребенком стоит конкретная цель - как побыстрее выучить стихотворение - то здесь надо учитывать, с каким настроением он берется за чтение. Чаще всего такое задание у детей восторга не вызывает. Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы чтение стихов было для ребенка все-таки развлечением, а не досадной необходимостью.

Для достижения цели нужно максимально задействовать воображение ребенка, попросить его во всех деталях представлять то, о чем он читает. «Поместите» малыша в обстановку, которая описана в тексте. Сделайте его героем стихотворения, или пусть он вообразит себя другом поэта, написавшего стихи.

Поддавшись игре, ребенок незаметно для себя увлечется чтением, и задание будет выполнено с легкостью.

Как учить стихи

Советов о том, как побыстрее выучить стихотворение, существует много. Но сразу нужно сделать оговорку. Каждый человек индивидуален, поэтому прием, понравившийся одному, может совершенно не сгодиться другому. Из многообразия методов и приемов, которые нацеливают на то, как выучить стих по-быстрому, нужно выбрать именно свои.

  • Озвучивание стихотворения с разной скоростью. Сначала попросите ребенка прочитать произведение так, как того требуют правила выразительного чтения. Затем текст воспроизводится быстрее. При третьей попытке темп увеличивается еще в два раза. Но слова не должны «наскакивать» друг на друга, засчитывается только отчетливое произношение. Затем скорость чтения надо преднамеренно растягивать, обращая внимание на работу мысли. В конце выполнения упражнения нужно вернуться к тому темпу речи, с которого начинали.
  • Чтение стихотворения с различной степенью громкости. Попросите ребенка прочитать текст с громкостью взлетающего самолета или симфонического оркестра. Следующее прочтение должно быть таким тихим, чтобы ребенок сам себя мог едва слышать. Повторив упражнение несколько раз, попросите ребенка в итоге прочитать стихотворение с учетом его смысла.
  • Чтение текста со сменой логического ударения. Таким приемом можно воспользоваться для заучивания отрывка, который особенно труден для запоминания. Читая предложение или строчку, ребенок поочередно ставит логическое ударение на каждом из слов. Важно при этом сосредоточить внимание на смысловом содержании получившейся фразы.
  • Озвучивание стихотворения различными голосами. Предложите ребенку рассказать стихотворение не своим голосом. Например, как мама или папа, как телеведущий, как маленький братик.
  • Воспроизведение стихотворения в разных местах квартиры, комнаты – на диване, в ванной, за письменным столом, на балконе. Пусть это место будет совершенно неожиданным для чтеца, например, сидя на плечах у папы.
  • Мысленное прочтение стихотворения. Попросите малыша прочитать стихотворение так, чтобы его не слышал никто, даже он сам. При этом губы ребенка не должны двигаться, их можно придерживать пальчиками.

Чтение стихов наизусть является одним из требований программы по литературе. В документе имеются рекомендательные списки произведений, которые будут предложены детям для заучивания наизусть в течение учебного года. Если действительно у ребенка существует большая проблема с запоминанием текстов, то можно познакомить ученика с перечнем и предложить ему заучивать стихи заранее, небольшими отрывками.

Комментарии