Неналоговые доходы бюджета и их структура

Согласно форме государственного устройства и налоговому законодательству, неналоговые доходы бюджета в РФ для всех их уровней создаются из налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, в них включаются средства целевых фондов. Величина и структура всех этих средств устанавливаются для каждого соответствующего бюджета раздельно.

Бюджетный Кодекс РФ утверждает следующие неналоговые доходы бюджета, получаемые от:

- использования госимущества, включая:

а) арендную либо другую плату за временное владение или использование;

б) проценты по остаткам средств, которые размещены на счетах кредитных организаций;

в) средства, начисляемые от пользования имуществом, находящимся под залогом;

г) поступления от возвращенных госкредитов, в том числе от продажи имущества;

д) уплаты сборов за использование бюджетных ресурсов;

е) прибыль, которая возникает от доли активов в уставных капиталах предприятий и организаций негосударственной формы собственности;

ж) части прибыли, государственных предприятий, которые остались в их распоряжении;

з) иные неналоговые доходы бюджета, приносимые имуществом, которое находится в госсобственности.

- неналоговые доходы федерального бюджета, получаемые от реализации либо возмездного отчуждения госимущества, а именно:

а) от реализации уставного капитала и акций предприятий или компаний, которые принадлежат государству или муниципальным образованиям на правах собственности;

б) средства от продажи госзапасов и резервов;

в) неналоговые доходы от реализации основных фондов, земли, а также иных нематериальных активов.

- доходы, приносимые от оказания платных услуг, которые производят органы власти всех уровней и бюджетные организации;

- средства, полученные государством от применения в установленном порядке штрафных санкций, в том числе и в случаях возмещения установленного судом ущерба;

- иные доходы, полученные в виде финансовой помощи;

- средства принудительного изъятия, а также другие возможные доходы бюджета.

В связи с федеральным устройством государства, все эти налоги на различных уровнях бюджетов имеют довольно существенные отличия. Порядок формирования бюджетов, их источники, процедуры взимания поступлений строго регламентируются законодательством. К примеру, алгоритм перечисления средств от приватизации госимущества, определяется законом РФ о приватизации, а взимание штрафных санкций регламентируется в основном Гражданским кодексом, применяется также и Уголовный кодекс.

Как правило, большая часть рассматриваемых доходов в полном объеме немедленно зачисляется на счета соответствующих разделов бюджетов.

Например, за федеральным закреплены доходы от ведения ВЭД, от реализации госзапасов, прибыль Центробанка, которые взимаются по установленным нормам.

Роль неналоговых поступлений в бюджет государства чрезвычайно велика. Например, в 1998 году снизилась их доля в ВВП, что непосредственно обусловило снижение физической величины ВВП и кризис экономики. Резкий по скорости и значительный по величине отток капиталов привел к стремительному падению рыночных цен на объекты госсобственности и невозможности выполнить в таких экономических условиях программу приватизации. В итоге, по уровню неналоговых доходов страна вышла на прежний уровень только в последние годы.

Мировой опыт свидетельствует, что неналоговые доходы бюджета всегда имеют резервы роста. Для РФ таким резервом представляется увеличение доходности от операций с имуществом, находящимся в госсобственности, а также от операций с ценными бумагами, в которых заключена определенная доля собственности государства в уставном капитале других предприятий и компаний.

Комментарии