71 счет. 71 счет бухгалтерского учета
На каждом предприятии время от времени возникает необходимость выдачи наличных денег сотрудникам на различные цели, например такие как:
• аванс на командировочные расходы;
• аванс на административно-хозяйственные нужды, покупку товарно-материальных ценностей, запасных частей, на оплату почтовых и представительских расходов, а также всевозможных сборов.
Итак, разберемся, кто именно вправе получать средства под отчет, какие основания для этого нужны, как правильно оформить документы и учетные операции по выдаче денег, а также грамотно составить авансовый отчет о произведенных затратах.
Подотчетные лица - кто они?
Бывают случаи, когда неопытный или нерадивый бухгалтер выписывает денежную сумму представителям поставщика или заказчика и относит ее на 71 счет бухгалтерского учета. В основном этим грешат маленькие предприятия, полагая, что таким образом они рассчитались с кредитором или оплатили заказ. Это грубое нарушение законодательно установленных нормативно-правовых актов.
Подотчетные лица – это обязательно работники предприятия. Кроме того, выдачу денег под отчет предваряет заключение с сотрудником договора о материальной ответственности, в котором определяется ее мера и оговариваются права и обязанности сторон.
Как правило, круг материально-ответственных и подотчетных лиц устанавливает руководитель, издавая соответствующее распоряжение, ежегодно обновляемое. Учет расчетов по подотчетным суммам отражает 71 счет.
Расходы по командировкам
Подотчетные денежные суммы на командировочные расходы выдаются из кассы или перечисляются на карту сотрудника на основании письменного заявления с резолюцией руководителя. Конечно, в этом случае договор о материальной ответственности заключать не нужно, ведь отправиться в командировку может любой сотрудник фирмы, и основанием для поездки служит приказ руководства, а отражает операции бухгалтерский счет 71.
Основания для выплаты денежных средств под отчет
Подобная выдача регламентируется действующим законодательством, и основными правилами этой операции являются следующие:
• запрещено оформление документов на выплату денег под отчет, если сотрудник не отчитался за полученные ранее суммы;
• деньги выдаются по заявлению, завизированному руководителем с отметкой о размере суммы и сроке, на который она выдается;
• отчет о произведенных расходах составляется и подписывается в течение 3 дней после окончания командировки или истечения установленного руководителем срока.
Документальное оформление
Итак, после того как расходы произведены, или по приезде из командировки сотрудник обязан отчитаться в 3-дневный срок и представить бухгалтеру авансовый отчет формы АО-1 с приложенными документами, доказывающими состоятельность осуществленных трат.
В авансовом отчете подсчитываются итоги, и выводится результат:
• остатка денег нет, так как израсходованы все средства;
• остаток есть, так как трат произведено меньше, чем планировалось;
• перерасход выданных денежных средств, так как они затрачены в большем объеме.
Остаток возвращается в кассу фирмы по ПКО, а сумма перерасхода выдается на руки по РКО. Все учетные операции по подотчетным суммам отражает 71 счет бухгалтерского учета.
При несоблюдении установленных законодательством правил сумма подотчетных средств удерживается из зарплаты или отражается как недостача и впоследствии взыскивается по решению суда.
Как работает счет
Рассматриваемый счет обобщает информацию о расчетах с сотрудниками по средствам, выданным под отчет. Данные суммы относятся в дебет счета 71, корреспондируясь со счетами денежных средств, например, 50 - «Касса». Документально подтвержденные суммы затрат списываются с кредита счета 71 в дебет затратных счетов, например 10 - «Материалы», и др.
Не возвращенные сотрудниками суммы списываются с кредита счета 71 в дебет счета 94 - "Недостачи". Впоследствии эти суммы списываются с кредита 94 в дебет счета 70. Если удержание из заработной платы в силу каких-либо причин невозможно, то дебетуется счет 73 и встает вопрос о возмещении предприятию нанесенного ущерба.
Следует отметить, что аналитический учет ведется отдельно по каждому сотруднику с обязательным выведением ежемесячных итогов. Механизированный учет с применением программы "1С" позволяет составить нужный документ в разрезе выданных или списанных сумм, установить временной диапазон или задать список подотчетных лиц, все данные объединяет карточка счета 71. Подотчетник же должен отчитаться по каждой выданной сумме, составив авансовый отчет в отведенные сроки. Аналитика объединяется в журнал-ордер по счету 71, который составляется в конце отчетного периода.
Бухгалтерские учетные записи
Каждый авансовый отчет отрабатывается бухгалтером с разноской данных на счет 71. Проводки, отражающие операции по учету подотчетных сумм:
• Д-т 71 – К-т 50 – выдана из кассы подотчетная сумма.
• Д-т 71 – К-т 51 – сумма перечислена с расчетного счета на карту сотрудника.
• Д-т 41 – К-т 71 – покупка товаров из подотчетной суммы.
• Д-т 10 – К-т 71 – приобретение материалов.
• Д-т 26 – К-т 71 – списаны общехозяйственные расходы, например оплачены почтовые услуги.
• Д-т 20 – К-т 71 – списаны командировочные расходы.
• Д-т 50 – К-т 71 – остаток подотчетной суммы внесен сотрудником в кассу.
• Д-т 70 – К-т 71 – остаток подотчетной суммы удержан из зарплаты работника.
• Д-т 94 – К-т 71 – сотрудник не отчитался о произведенных тратах в установленный срок.
• Д-т 73.2 – К-т 71 – удержание недостачи с сотрудника.
• Д-т 91.2 – К-т 71 – отнесение суммы недостачи на прочие расходы, если взыскание невозможно.
Особенности счета №71
Счет является активно-пассивным. Выше мы рассмотрели традиционные бухгалтерские проводки по счету 71, когда он выступает как активный, т. е. дебетуется при получении денег и кредитуется при списании расходов. В качестве пассивного счет используется реже, но такие случаи бывают.
Например, денег в кассе фирмы нет, а ехать в командировку надо, и сотрудник согласен использовать личные финансы с тем условием, что по возвращении командировочные расходы будут оплачены. В этом случае составляется проводка Д-т 20 – К-т 71.
В этом случае возникли расходы до их оплаты, и предприятие обязуется их возместить. В этом примере 71 счет - пассивный.
Если фирма – плательщик НДС
Если компания является плательщиком НДС и аккумулирует сумму налога, уплаченного за товары или услуги, на счете 19 - «НДС», то при покупке материалов или оплате услуг из подотчетных сумм необходимо отразить сумму НДС проводкой Д-т 19 – К-т 71 – на сумму налога, уплаченного.
Основание для списания затрат
Принимая авансовый отчет, бухгалтер проверяет подтверждающие расходы документы. Это могут быть накладные, счета и счета-фактуры при приобретении имущества, кассовые и товарные чеки, подтверждающие оплату всевозможных услуг, т. е. первичные документы, являющиеся фундаментальной основой для отнесения затрат на 71 счет.
Основным требованием проведения хозяйственной операции в учете является письменное подтверждение совершенной операции. Иными словами, все расходы, указанные в авансовом отчете, должны быть оправданы и подтверждены первичными учетными документами, правильно оформленными, с заполненными реквизитами, необходимыми подписями, печатями и штампами. Расходы, не подтвержденные документами или подтвержденные недооформленными бумагами, не могут быть приняты и отражены в учете, а это чревато неприятными последствиями. Сотрудник из своего кармана оплатит такие затраты.
Поэтому подотчетному лицу следует серьезно подходить к вопросу оформления авансового отчета, своевременно требовать правильно заполненные документы на произведенные расходы.
Действия бухгалтера
Бухгалтер, принимающий авансовый отчет, проверяет арифметические подсчеты, наличие и оформление оправдательных документов, в специальном разделе делает записи об отражении расходов, выверяет 71 счет, подтверждая разноску своей росписью. Затем выписывает приходный или расходный кассовый ордер на сумму расхождений между выданной и израсходованной суммами, вручает его кассиру и закрывает авансовый отчет.
Что необходимо помнить при налоговых проверках
Срок, на который подотчетному лицу выдаются средства на хознужды, законом не установлен. Он может определяться руководителем организации. Однако законом это не трактуется как обязанность директора. При установлении срока работник обязан отчитаться по расходам в течение 3 дней после его истечения. А если срок не был установлен, то, даже продолжительное время не отчитываясь по подотчетной сумме, нарушить его нельзя. Поэтому если в компании не определяется подобный срок, то претензии налоговиков по поводу долговременного нахождения подотчетной суммы на руках обязательно будут предъявлены, хотя считать их обоснованными нельзя.
Выявляя подобные случаи, налоговые органы квалифицируют их как получение беспроцентного займа, требуя определить величину материальной выгоды, возникшей у сотрудника, включить ее в состав его доходов и удержать НДФЛ.
Такое требование налоговиков незаконно, так как понятие материальной выгоды, установленное ст. 212 НК РФ, не включает описанную выше ситуацию. В соответствии с НК материальной выгодой являются доходы, полученные:
• от экономии на процентах за пользование средствами кредитных организаций;
• от приобретения имущества или услуг по гражданско-правовому договору;
• от приобретения акций или других ценных бумаг.
Доводы налоговых органов в этом случае неправомерны, так как займы в кредитных организациях оформляются договором, а выдача подотчетной суммы осуществляется по заявлению. Но в интересах руководства компаний - правильно оформлять документы на выдачу средств под отчет во избежание претензий проверяющих органов.