Кризис идентичности. Юношеский кризис идентичности
За время своего развития каждый человек неоднократно сталкивается с переломными периодами, которые могут сопровождаться отчаянием, обидой, беспомощностью, а порой и злобой. Причины таких состояний могут быть разными, но самой распространенной является субъективное восприятие ситуации, при котором одни и те же события люди воспринимают с разной эмоциональной окраской.
Психология кризиса
Проблема поиска пути выхода из кризисного состояния за последние годы вышла на одно из лидирующих мест по значимости в психологии. Ученые не только занимаются поиском причин и способов предотвращения депрессии, но и разрабатывают способы подготовки человека к резкому изменению статусов персональной жизни.
В зависимости от обстоятельств, которыми вызван стресс, выделяют такие его виды:
- Кризис развития – это затруднения, которые связаны с переходом из одного завершенного цикла развития к следующему.
- Травматический кризис может возникнуть как следствие внезапных интенсивных событий или как результат потери физического здоровья через болезнь либо травму.
- Кризис утраты или разлуки - проявляется либо после смерти близкого человека, либо при вынужденном долгом расставании. Этот вид очень устойчив и может длиться долгие годы. Часто возникает у детей, чьи родители разводятся. В случае переживания детьми смерти родных кризис может усугубиться из-за размышлений о собственной смертности.
Длительность и интенсивность каждого кризисного состояния зависят от индивидуальных волевых качеств человека и способов его реабилитации.
Возрастные кризисы
Особенность возрастных расстройств в том, что они имеют непродолжительный период и обеспечивают нормальный ход личностного развития.
Каждый из этапов связан с изменением основного вида деятельности субъекта.
- Кризис новорожденности связан с адаптацией ребенка к жизни вне организма матери.
- Кризис 1 года обоснован появлением у малыша новых потребностей и увеличением его возможностей.
- Кризис 3 лет возникает из-за попытки ребенка создать новый вид отношений со взрослыми и выделить собственное «Я».
- Кризис 7 лет вызван появлением нового вида деятельности – учебы, и позиции школьника.
- Пубертатный кризис обоснован процессом полового созревания.
- Кризис 17 лет, или юношеский кризис идентичности, возникает из-за необходимости самостоятельных решений в связи с выходом во взрослую жизнь.
- Кризис 30 лет появляется у людей, которые чувствуют нереализованность своего жизненного замысла.
- Кризис 40 лет возможен при нерешении проблем, возникших в период предыдущего переломного периода.
- Кризис ухода на пенсию возникает по причине чувства невостребованности человека при сохраненной его трудоспособности.
Реакция человека на кризис
Затруднения в любой из периодов приводят к нарушению эмоциональной сферы, что может вызвать 3 типа реакции:
- Возникновение таких эмоций, как равнодушие, тоска или безразличие, что может свидетельствовать о появлении депрессивного состояния.
- Появление деструктивных чувств, таких как агрессия, злость и придирчивость.
- Возможен также уход в себя с проявлением чувств ненужности, безысходности, пустоты.
Этот тип реакции получил название одиночества.
Юношеский период развития
Перед разбором возрастного периода с 15 до 17 лет следует убедиться в точном понимании термина «идентичность». Юность и кризис – это понятия практически неразделимые, поскольку обстоятельства, с которыми сталкивается подросток в этом периоде, требуют овладения новыми видами деятельности и формами реакции на ситуации.
Идентичность – это отождествление себя с национальными, религиозными, профессиональными группами или окружающими их людьми. Таким образом, кризис идентичности, проявляющийся в юношеском возрасте, обозначает снижение либо целостности понимания окружающего мира, либо собственной социальной роли.
Юношество же характеризуется повышением самоконтроля и саморегуляции, что приводит к ранимости по причине критической оценки собственной внешности или способностей. Основной вид деятельности этого периода – познание окружающего мира, а главное новообразование – выбор профессии.
Проявление кризиса идентичности
Для более глубокого понимания того, что такое кризис идентичности, необходимо рассмотреть, каковы его проявления в период юности:
- Боязнь близкого общения с другими людьми, самоизоляция, формирование только формальных отношений.
- Неуверенность в своих силах, которая проявляется либо в полном отказе от учебы, либо в чрезмерном усердии к ней.
- Потеря гармонии с временем. Проявляется в боязни будущего, в желании жить только сегодняшним днем или устремлении только в предстоящее, не задумываясь о теперешнем.
- Отсутствие идеального «Я», что приводит к поиску кумиров и их полному копированию.
Кризис идентичности
По мнению большинства психологов, кризис юношеского возраста обоснован появлением философии сознания. В этот период любое действие сопровождается множеством раздумий и сомнений, которые мешают активной деятельности.
Описывая кризис идентичности, Эриксон отметил, что именно он является решающим в становлении личности.
Оказавшись под влиянием новых социальных и биологических факторов, юноши определяют свое место в обществе, выбирают будущую профессию. Но не только их взгляды меняются, окружающие тоже переосмысливают их отношение к социальным группам. Это обосновано также значительным изменение внешнего облика и возмужанием подростков.
Только кризис идентичности по Эриксону может обеспечить образование целостной личности и создать основы для выбора перспективной карьеры в будущем. Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.
Национальная идентичность
В каждой социальной группе на протяжении последнего века все ярче проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.
Среди основных проявлений кризиса национальной идентичности следует выделить такие:
- Не ценится историческое прошлое. Крайней формой этого проявления есть манкуртизм – отрицание национальной символики, веры и идеалов.
- Разочарование в государственных ценностях.
- Жажда нарушения традиций.
- Недоверие к государственной власти.
Все вышеперечисленное вызывается целым рядом причин, таких как глобализация разных сфер жизни, развитие транспорта и технологий и нарастание потоков миграции населения.
Как результат, кризис идентичности приводит к отказу людей от своих этнических корней, а также создает условия для дробления нации на множество идентичностей (наднациональную, транснациональную, субнациональную)
Влияние семьи на становление идентичности
Основной залог становления идентичности юноши - появление его самостоятельной позиции. Немаловажную роль в этом играет семья.
Чрезмерная опека, защита или забота, нежелание давать детям свободу только усугубляет у них кризис идентичности, вызывая в результате психологическую зависимость. Вследствие ее появления молодые люди:
- постоянно требуют внимания в виде одобрения или благодарности; при отсутствии похвалы ориентируются на негативное внимание, привлекая его с помощью ссор или оппозиционного поведения;
- совершают поиск подтверждений правильности своих поступков;
- стремятся к телесным контактам в виде прикосновений и удержаний.
При развитии зависимости дети остаются эмоционально зависимыми от родителей, имеют пассивную жизненную позицию. Им будет сложно выстраивать собственные семейные отношения в будущем.
Поддержка молодого человека родителями должна заключаться в отделении его от семьи и принятии ребенком полной ответственность за свою жизнь.