Нарушения эмоциональной сферы человека: понятие, виды, причины и особенности

Любая ситуация или событие в жизни человека сопровождаются эмоциями. Каждый хотя бы раз в жизни ощущал состояние эйфории, необъяснимую радость, грусть, полную опустошенность. Возникновение безграничного спектра эмоций зависит от психического состояния человека и его окружения, которое зачастую диктует конкретные поведенческие рамки.

Личностные ограничения и стереотипы скапливают внутри огромное число ощущений, будь то грусть или нечаянная радость. Эмоциональное напряжение растет все больше с каждым днем, погружая человека в состояние психического нарушения. Со временем даже при сильном желании он не может выплеснуть наружу то, что накопилось у него внутри, потому что долгое время это сдерживал. Таким образом формируются всевозможные нарушение эмоциональной сферы, которые влекут за собой разлад психофизической системы в целом. Рассмотрим причины, которые вызывают такие патологии, а также способы их коррекции.

Что такое эмоции

Этим термином принято называть субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, которые проявляются в виде неудовольствия, удовольствия, страха, радости и т.д. Сопровождая любые сферы жизнедеятельности, эмоции служат одним из основных механизмов внешней и внутренней регуляции поведения и психической деятельности, направленных на удовлетворение потребностей.

Существует несколько разновидности нарушений эмоциональной сферы. Рассмотрим их подробнее.

Патологический аффект

Это проявление ярости или гнева, которые возникают в ответ на малозначительные раздражители и сопровождаются агрессивными воздействиями на источник негативных эмоций. Патологический аффект отличается стремительным течением на фоне помраченного сознания, при выходе из которого наблюдается полная амнезия случившегося. Подобное состояние может появляться при органическом поражении головного мозга, психогениях, психопатиях и некоторых других психических патологиях.

Эйфория

Неадекватное, патологически повышенное радостное настроение, когда жизнь человеку кажется сплошной цепочкой беспечных удовольствий и беззаботного времяпрепровождения, а все проблемы (даже очень серьезные) вполне разрешимы. Окружающее ему видится в радужных тонах. При этом наблюдается непробиваемый оптимизм, негативные, а иногда и трагические моменты жизни воспринимаются положительно, радостно. За счет гипероптимизма человек неадекватно оценивает свое состояние. Например, эйфория может возникать на терминальной стадии определенных злокачественных заболеваний. Состояние бесконечного счастья наблюдается также при многих соматических и психических патологиях. О некоторых нарушениях эмоциональной сферы личности многие ничего не знают. Поговорим о них подробнее.

Мория

Немотивированное хорошее настроение с дурашливостью, пошлыми, плоскими шутками, расторможенностью влечений. Поведение таких людей напоминает гебефреническое возбуждение, хоть и отличается от него отсутствием эхолалии, парамимии, эхопраксии. Часто мория сопровождается легкой оглушенностью - обнубиляцией. Такое эмоциональное явление чаще всего отмечается в неврологической практике у пациентов с органическими поражениями лобных долей.

Дистимия

Угнетенное, патологически плохое настроение, возникающее без причины. При этом человек окружающее воспринимает мрачным, безысходно-пессимистическим, бесперспективным. Его ничто не радует, жизнь кажется лишенной смысла. Нередко именно такое расстройство является главной причиной возникновения суицидальных мыслей, намерения и попыток самоубийства.

Тревога

Это тоска, которая проецируется в будущее, выраженное душевное беспокойство, волнение, обусловленное безосновательным ожиданием катастрофы, крупной неприятности, которая случится с пациентом или его близкими людьми. Тревога может быть обусловлена конкретным событием, связанным с определенной, нередко преувеличенной ситуацией жизни, или с диффузной, не связанной с какими-то событиями или фактами. Подобное нарушение обычно сопровождается интенсивными вегетативными реакциями и двигательным возбуждением. Оно тесно связано с депрессивными состояниями и выступает как часть единого тревожно-депрессивного синдрома при различных соматических и психических расстройствах, особенно часто возникающих в инволюционном возрасте.

Неадекватность эмоций

Несоответствие характера эмоций и повода, вызвавшего их. Такая патология также характерна для шизофрении.

Дисфория

Тоскливо-злобное немотивированное настроение с недовольством окружающими или собой, которое выражается экстрапунитивным поведением. У человека в это время наблюдается аффект злобы и крайне высокая раздражительность, которые и объясняют беспричинные внезапные вспышки агрессии к окружающим и разрушительные действия. Если агрессию по некоторым причинам человек не может реализовать, он направляет ее на себя. Это часто выражается в суицидальных действиях или членовредительстве. Дисфория может возникать при органических патологиях мозга, эпилепсии, некоторых видах психопатий, атрофических и сосудистых процессах в мозге.

Эмоциональная лабильность, слабодушие

Это неустойчивость настроения. Человек по незначительному поводу легко переходит от смеха к плачу, от гнева к умилению. Он не может без слез смотреть сентиментальный фильм, читать книги. В течение дня у такого больного эмоции многократно меняют полярность. Слабодушие является симптомом сосудистых заболеваний мозга. Оно часто встречается также при органических его патологиях и астениях различной природы происхождения.

Эмоциональная тупость (оскудение)

Это исчезновение моральных, эстетических, интеллектуальных и этических чувств. Человек теряет деликатность, способность к сопереживанию, проявляет эмоциональную холодность, грубую бесцеремонность, безучастность и безразличие к судьбе близких людей. Подобное нарушение типично для людей, страдающих шизофренией.

Апатия

Нарушение, которое выражается в отсутствии всяческих желаний и абсолютном безразличии к себе и окружающим. Больные при этом не только теряют интерес к внешнему миру, но и совершенно безразличны к собственному состоянию. Они часто становятся неопрятными, неряшливыми. Сохраняя способность мыслить, они не могут действовать. Такое состояние характерно для шизофрении и некоторых видов органического поражения мозга.

Причины нарушений

Согласно данным статистики, в половине случаев нарушения эмоциональной сферы выражаются в развитии психических заболеваний. Это очень тревожный факт. Психологи полагают, что главными причинами их появления могут быть:

  • Перенесенные сильные стрессы и заболевания.
  • Особенности психоэмоционального и физического развития.
  • Микроклимат и отношения в семье, особенности воспитания (в случае возникновения нарушений у ребенка).
  • Трагическое событие.
  • Социальные и бытовые условия жизни, близкое окружение.

Нарушения могут быть спровоцированы и другими факторами. Например, в детском возрасте психологическую травму могут нанести компьютерные игры и кинофильмы.

Нарушения эмоциональной сферы у детей

У ребенка такого рода патология чаще всего проявляются в переходные периоды развития. Немаловажным фактором является и то, что маленький ребенок, особенно в дошкольном возрасте, обладает большей восприимчивостью, чем подросток или взрослый человек. Поэтому признаки нарушения эмоциональной сферы у него проявляются более интенсивно. Однако родители часто не замечают подавленности детей, списывая их неадекватное поведение на особенности характера.

Эмоциональная нестабильность у взрослых людей проявляется стандартно в немотивированной радости, лабильности настроения, ощущениях тоски, грусти или напряженности. Нарушения эмоциональной сферы у детей носят, как правило, скрытый характер. У ребенка могут быть проблемы с пищеварительным трактом, расстройства аппетита, частые болезни, снижение иммунных реакций, потеря веса, замедление психического развития, расстройства сна, ослабление памяти, потливость, изменение состояния кожного покрова.

У дошкольников нарушения эмоциональной сферы часто выражаются в немотивированном гневе, болезненных страхах, агрессии и т.д. Биологический показатель в форме органического поражения мозга плода в период беременности, родов или в первые годы жизни создает необратимые нарушения личностной эмоциональной сферы. Ребенок этого возраста наиболее подвержен психологическим установкам и процессу социализации – действиям или словам, присущим другим детям и влияющим на его развитие и поведение. Подобное психологическое явление считается нормальным для детей, однако следует наблюдать за тем, не возникают ли у малыша проблем эмоционального характера.

Нарушения у детей со слуховыми и речевыми патологиями

Часто страдает эмоциональная сфера детей с нарушениями речи, а кроме того, и слуха. Среди малышей, имеющих проблемы психофизического развития, большую группу составляют те, у которых имеются нарушения слуха. Такой ребенок не имеет возможности научиться разговаривать самостоятельно, поскольку он воспринимает звуковую речь, у него нет возможности получать слуховые образцы. Эти дети не контролируют произношение, вследствие чего у них возникает искажение речи, а в некоторых случаях она вообще не развивается.

Эмоциональная сфера детей с нарушением слуха отрицательным образом отражается на овладении сложной речевой системой. Это не только существенно ограничивает возможности в познании окружающего мира и в обучении, но и оказывает выраженное негативное воздействие на психическое развитие личности, искажая или задерживая его.

Глубокие нарушения слуха в большинстве случаев влекут за собой немоту и приводят к социальной изоляции ребенка, поскольку его общение со слышащими детьми является весьма ограниченным. Это зачастую приводит к развитию у них нарушений эмоциональной сферы в виде агрессии, проявлений негативизма, эгоцентризма, эгоизма. Также могут наблюдаться противоположные реакции - апатичность, заторможенность, безынициативность.

Как исправить положение дел

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы - это специальная система психологического воздействия. Ее основными направлениями является смягчение дискомфорта на уровне эмоций, повышение самостоятельности и активности, устранение личностных реакций вторичного характера, обусловлен­ных нарушениями психологической сферы. Важным этапом работы является коррекция уровня самосознания, самооценки, формирование саморегуляции у пациента.

Конкретные задачи психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы:

  • Изменение стереотипов, установок и позиций.
  • Преодоление внутрисемейного кризиса.
  • Устранение проявлений дезадаптации в поведении.
  • Расширение сфер социального взаимодействия.
  • Формирование адекватного отношения к себе и к окружающим.

Мы рассмотрели особенности развития нарушений эмоциональной сферы у детей и взрослых.

Комментарии
Из-за неожиданных проблем и потрясений любой человек может уйти в депрессивное состояние. Надо с пониманием относиться к таким людям, не давить и по возможности оказать поддержку. Я и сама не так давно оправилась после личной трагедии, очень помог натуральный антидепрессант 5-НТР от эвалар (буквально с первого применения заметен эффект), заказывала на фитомаркет.ру.