Интервал в музыке. Простые и составные интервалы. Обращения интервалов
Из статьи вы узнаете, что такое музыкальный интервал, какие бывают интервалы. Подробно рассматриваются простые и составные интервалы, а также обращения интервалов.
Что такое музыкальный интервал?
Всем известно, что интервал - это определенное расстояние от одной точки до другой. Рассмотрим теперь, что такое интервал как музыкальный термин. Это отрезок между двумя звуками. Они могут быть взяты как последовательно (интервал мелодический), так и одновременно (интервал гармонический). Мелодические интервалы могут располагаться в восходящем движении и нисходящем. Нижний и верхний звуки имеют свои названия. Это основание и вершина. Интервал содержит две величины:
- Количественную. Это число ступеней, которые составляют тот или иной интервал.
- Качественную. Она обозначает, сколько тонов и полутонов содержится в интервале.
Какие бывают интервалы? Что такое простые интервалы?
Существуют простые интервалы, составные, диатонические и хроматические, консонирующие и диссонирующие.
Интервалы простые находятся в пределах одной октавы. Их восемь:
- Прима - это первая ступень. Бывает только чистая. Состоит из одного звука. Обозначается ч.1
- Секунда. Охватывает две ступени. Секунды бывают малые (м.2) и большие (б.2).
- Терция. Состоит из трех ступеней. Терции бывают большие (б.3) и малые (м.3).
- Кварта. Содержит четыре ступени. Бывают кварты чистые. Обозначается - ч.4
- Квинта. Охватывает пять ступеней. Бывают квинты чистые. Обозначается ч.5.
- Секста. Содержит шесть ступеней. Бывают малые (м.6) и большие (б.6).
- Септима. Охватывает семь ступеней. Бывают малые (м.7) и большие (б.7).
- Октава. Охватывает восемь ступеней. Бывают только чистые. Обозначается ч.8.
Простые интервалы. Обращение интервалов
Все простые бывают не только большими, малыми и чистыми, но и увеличенными и уменьшенными. Перенос нижнего звука (основания) на одну октаву вверх либо верхнего звука (вершины) - на одну октаву вниз образует обращения интервалов.
Все чистые обращаются также в чистые. Прима – в октаву, кварта – в квинту, и наоборот. Все малые интервалы обращаются в большие. Малая секунда – в большую септиму, малая терция – в большую сексту, малая септима – в большую секунду, малая секста – в большую терцию. Все большие интервалы превращаются в малые. Большая секунда – в малую септиму, большая терция – в малую сексту, большая септима – в малую секунду, большая секста – в малую терцию. Увеличенные обращаются в уменьшенные, и наоборот. Вот что такое обращения интервалов простых.
Что такое составные интервалы?
Это такие интервалы, которые выходят за пределы октавы:
- Нона – секунда через одну октаву. Ее обозначение - 9. Она охватывает девять ступеней.
- Децима – терция через одну октаву. Ее обозначение - 10. Она охватывает десять ступеней.
- Ундецима – кварта через одну октаву. Содержит одиннадцать ступеней. Ее обозначение - 11.
- Доудецима – квинта через одну октаву. Включает в себя двенадцать ступеней. Ее обозначение - 12.
- Терцдецима – секста через одну октаву. Охватывает тринадцать ступеней. Ее обозначение - 13.
- Квартдецима – септима через одну октаву. Содержит четырнадцать ступеней. Ее обозначение - 14.
- Квинтдецима – октава через одну октаву. Ее обозначение - 15. Включает пятнадцать ступеней.
Обращения составных интервалов
Обращения интервалов составных осуществляется следующими способами:
- Когда один из звуков, который входит в состав интервала, перемещается на две октавы в совершенно противоположную сторону. При этом второй звук сохраняется на том же месте.
- Когда два звука интервала составного перемещаются одновременно на октаву, перекрещиваясь при встрече друг с другом.
И в том и в другом случае получится простой интервал, который, собственно, и составляет обращения интервалов.
Таким образом, были рассмотрены простые интервалы и составные, а также обращение интервалов. Сольфеджио – это дисциплина в музыкальной школе и школе искусств, где тщательно изучаются данные темы. Помимо теоретической части урока есть и практическая, при которой строятся и обращаются простые интервалы и составные, поются, а также анализируются в музыкальных произведениях.