Подвиг Петра Нестерова. Петля покорилась русскому авиатору

Советские летчики, сражаясь с нацистскими стервятникам в годы войны, совершили более шести сотен таранов. Этот подвиг, защищая московское небо, совершил пилот Виктор Талалихин, став примером другим героям. В качестве маневра, позволяющего уйти от атаки с задней полусферы, широко применялась и так называемая «мертвая петля». Автор этих распространенных и ставших классическими авиационных приемов – русский летчик Петр Нестеров. Петля и таран были выполнены им впервые в мире. Об этом сегодня помнят не все.

Каким был «безопасный полет» в представлении англичан и французов

На заре авиации в теории воздухоплавания главенствовала концепция безопасного полета, согласно которой все маневры, производимые летательным аппаратом, должны были осуществляться в горизонтальной плоскости. Вертикальные перемещения допускались лишь при наборе высоты и снижении. Природный страх перед небом главенствовал как в теории, так и в умах, любой крен воспринимался как аварийная ситуация и требовал принятия немедленных мер по его устранению. Но у официально принятой концепции был и противник. Он хотел летать смело, виражи «закладывать» с креном и даже переворачивать свой аэроплан, как говорят русские, «вверх тормашками». Это не укладывалось в разумении маститых иностранных специалистов-авиаторов. Ничего удивительного в том не было, что мечтал о «фигурном» пилотировании русский офицер-летчик Петр Нестеров, выпускник Гатчинской воздухоплавательной школы.

Образование

Примером увлеченности своим делом и беззаветной преданности родине может служить судьба Петра Нестерова. Петля, выполненная им, стала вершиной его мастерства, но ей предшествовал огромный труд. Потомственный военный, он сначала получил артиллерийское образование. Об уровне высшей командной школы Императорской России можно судить по тому, насколько хорошо будущий летчик разбирался в математике. Именно эти знания позволили ему выполнить необходимые теоретические расчеты, обосновав необходимость кренов на виражах и возможность вертикальных маневров, ранее казавшихся смертельно опасными трюками. Инженерные навыки способствовали реализации многочисленных собственных конструкций и изменений в схемах серийных аэропланов. Все это было недоступно большей части летчиков того времени, вооруженных отвагой и навыками пилотажа, а более ничем.

Как это было

Теория хороша, но ее положения нуждаются в практических доказательствах. Совершив несколько дальних перелетов, отважный авиатор вплотную подошел к реализации своей главной идеи. В 1913 году все было готово. Самолет «Ньюпор-4», оснащенный семидесятисильным мотором «Гном», стоял на киевском Сырецком поле. Публика, собравшаяся здесь, ожидала главного героя предстоящего действа, летчика Нестерова. Петля называлась тогда «мертвой» по причине крайней рискованности этого «смертельного нумера». День 27 августа стал датой смены этого авиационного термина. Он получил имя человека, победившего извечный страх человечества и давшего свободу маневра пилотам будущего. Теперь самолету воздух стал надежной опорой, независимо от его пространственного положения.

Что такое мертвая петля, названная после 1913 года петлей Нестерова

Петля представляет собой вертикальный маневр самолета в виде замкнутого круга, отсюда и название. Она бывает восходящей и нисходящей, в зависимости от положения начальной точки относительно конечной по оси ординат. В настоящее время спортивное выполнение фигуры предусматривает максимальное приближение ее формы к окружности (чем она «круглее», тем квалификация пилота считается выше). В условиях реального воздушного боя это правило не соблюдается, слишком «чистое» исполнение дает возможность противнику предвидеть положение цели, что облегчает ее поражение, поэтому чаще всего она овальная, вытянутая по вертикали или горизонтали. Во времена Нестерова петля была восходящей, ее форма особого значения не имела. Вызывал восхищение сам тот факт, что в определенный момент пилот вместе со своим аэропланом зависал над землей в перевернутом состоянии.

За рубежом

История учит тому, что российские приоритеты признаются за границей крайне неохотно. Ревностное отношение к собственному превосходству (чаще всего воображаемому) проявилось и в отношении подвига русского летчика. Через 12 дней петлю Нестерова смог повторить французский авиатор Пегу. Безусловно, это был отчаянный поступок, мужества аса отрицать нельзя, но отчего-то даже в России этому последователю нашего летчика пресса уделила больше внимания, чем самому пионеру и теоретику высшего пилотажа. За границей и сейчас петлю Нестерова предпочитают называть «мертвой» или витком (Loop The Loop). Впрочем, там и сегодня считают, что радио изобрел Маркони…

Петля Нестерова в «Уортундере»

Есть такая компьютерная игра «War Thunder». Петля Нестерова в ней - достаточно сложная фигура пилотажа, требующая определенного уровня «летчика»-геймера. Для ее выполнения важно набрать необходимую скорость (обычно до 400 км/ч) и плавно взять рукоять управления на себя, сохраняя это положение до тех пор, пока горизонт не выровняется. Важно не допустить критического крена, приводящего и в игре, и в условиях реального пилотажа к сваливанию в горизонтальный неконтролируемый штопор. Петля Нестерова в «War Thunder» красива и сложна, но, сидя за монитором, невозможно в полной мере представить себе весь комплекс ощущений летчика, оказывающегося на миг вниз головой. К тому же в случае неудачи последствия неправильных действий ограничатся чувством досады. Небо не компьютер, ошибок не прощает…

Комментарии