Был ли «Указ об урочных летах» и кто его истинный автор?
Существует историческая гипотеза о том, что во мрак крепостничества окончательно погрузил Россию царь Федор Иоаннович, издав некий документ под названием «Указ об урочных летах». Он практически полностью лишал крестьян права на освобождение, превращая людей в бессловесных рабов, некий аналог рабочей скотины. Тем не менее сам текст «заповеди» утерян, а сведения о его содержании крайне скупы. О наиболее правдоподобной версии событий историки спорят веками.
Официально принятая концепция
Согласно учебникам истории, «Указ об урочных летах» был подписан в 1597 году, 4 декабря по Юлианскому календарю. Вызвано было появление сей юридической нормы критическим положением, создавшимся в государстве. До этого ровно сто лет действовал закон, согласно которому, в течение недели до 26 ноября (церковный праздник Св. Юрия) и семи дней после этой даты каждый крепостной мог выйти из своего статуса, заявив о своем желании и выплатив владельцу откупную сумму («пожилую») в рубль серебром. Цена была немалой по тем временам, но стремившиеся к свободе крестьяне старались ее накопить. Явление это обрело массовый размах. К тому же часто, не сумев собрать денег, некоторые крепостные попросту сбегали. По официально принятой версии, «Указ об урочных летах» запрещал крестьянам уходить от помещиков. Но этим его реакционная сущность не ограничивалась. Недостаточно было просто сбежать от постылого хозяина. «Указ об урочных летах» устанавливал конкретный срок поиска, в течение которого барин мог вернуть своего холопа – пять лет.
"Указная" версия и ее варианты
Отсутствие документального подтверждения для историка – примерно то же, что для физика – несоответствие экспериментальных результатов его теоретической концепции. Существуют две основные версии описания процесса закрепощения русского крестьянства. Согласно первой (называемой «указной»), произошло оно строго в соответствии с юридическими нормами шестнадцатого века. Был подписан «Указ об урочных летах», и с этого момента… Но и в этой теории есть свои разветвления. По мнению В. Н. Татищева, документ этот существовал уже с 1592 года, и автором его был не Федор Иоаннович, а Борис Годунов. Бумагу потеряли, а сыскать так и не смогли. Но она была.
Рассмотренная «указная версия», безусловно, правдоподобна, но страдает распространенным пороком, характерным для многих исторических теорий. Она строится исключительно на логических посылах, и ничем, кроме них, не подкреплена. Должен быть указ, и все. А где он - это вопрос другой. Мало ли что может с бумагой за четыре с лишним века случиться…
А был ли Указ?
О влиянии «Указа» на изменение общественной жизни в стране можно судить по тому факту, что название документа практически не упоминалась в ходатайствах помещиков о возврате принадлежащего им «имущества». Казалось бы, вполне логично, требуя разыскать и доставить беглого холопа, сослаться на царский «Указ об урочных летах». Не так ли? Ведь тогда челобитная приобретает характер не просто личной просьбы, а ходатайства о соблюдении закона. Но помещики на царскую грамоту не ссылались, предпочитая обходиться формулировками более абстрактными.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
В настоящее время единственным письменным документом, подтверждающим существование материализованной на бумаге царской воли, может служить письмо новгородских монахов, в котором они ссылаются на некий указ, согласно которому, крестьянам и бобылям «выходу нет». При этом и дата, и автор законодательного акта остаются неизвестными. Однозначно приписывать его создание царю Федору трудно. Во-первых, в годы его правления фактически руководил страной «серый регент» Годунов, и именно он мог выдвинуть эту законодательную инициативу. Во-вторых, есть вполне реальные основания предполагать, что сам документ появился на пять лет ранее, а затем был уничтожен (возможно, умышленно) самим «Бориской» (или по его распоряжению). В третьих, вполне возможно, «заповедный указ» был принят еще Иваном Васильевичем, но вступил в законную силу несколько позже. Несмотря на все эти версии, факт остается фактом: Юрьев день был уничтожен в конце XVI века, и крестьяне лишились прав, которыми они ранее обладали.